МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июля 2015 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Исх.16, 2-3.11-18 (VI)
И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.

Сегодня в Книге Исход мы прочитали о великом чуде насыщения израильтян в пустыне. По поводу этого чуда было сломано немало копий: одни отметали его, как совершеннейшую фантастику, другие пытались натянуто объяснить его естественными причинами и т.д. Для истинно верующего эти проблемы совершенно чужды. Для нас очевидно, что Господь услышал нужду Своего народа, ответил на неё посредством чуда, и люди получили то, что им было нужно. Для Священной истории ситуация достаточно обычная. Поэтому нам следует обратить внимание на совершенно иные сущности. Прежде всего на следующее: «И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто собрал мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть». Это означает, что Господь дал манну не в некоем безмерном количестве, но каждый получил именно столько, сколько ему требовалось – и не более того. Но и не менее. Почему это важно? Потому что, если ты доверяешься Господу, Он всегда даст тебе именно столько, сколько действительно нужно, но не более. Соответственно, любителям извлечения крупных прибылей у Бога просить нечего. Впрочем, сегодня я хотел говорить с вами не о чуде насыщения как таковом, а о причинах его совершения.

«И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда ели мы хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом». Как мы знаем из Св.Писания, египетское рабство было далеко не лучшим периодом в жизни Израиля. Раб не принадлежит себе, он принадлежит хозяину, который может делать с рабом всё, что сочтёт нужным. Вспомните, какими обстоятельствами сопровождалось рождение Моисея: в связи с тем, что, по мнению египтян, евреев стало слишком много, было отдано приказание об истреблении еврейских младенцев мужского пола. И их истребили, не испытывая по этому поводу никаких угрызений совести. Такая жизнь не может вызывать тёплых чувств, поэтому, когда Моисей возвестил волю Бога об освобождении народа, все возрадовались и стали деятельно готовиться к грядущему Исходу. Людям явно хотелось свободы. Чудо Исхода совершилось – народ вышел из Египта. Что дальше? А дальше выяснилось, что в свободе есть не только плюсы. С одной стороны, ты ни от кого не зависишь, но с другой тебя никто и не кормит. Когда сие стало очевидным, поднялся ропот. Многим, а может быть и большинству, показалось, что рабское состояние было не так уж и плохо, потому что при всех минусах, есть удавалось досыта. Это очень серьёзный момент. Сколько раз в истории этого мира случалось так, что люди боролись за свободу, обретали её, а потом выяснялось, что бытие в рабском состоянии было намного проще. Не надо ни о чём заботиться: делай, что говорят и будешь сыт. А что ещё надо? И начинался обратный процесс, в результате которого оказывалось, что вся борьба и великое множество жертв совершились ради того, чтобы одну диктатуру заменить на другую. Не устраивал царь - заменили на диктатуру партии коммунистов; перестала устраивать диктатура коммунистов – сменили на диктатуру легализовавших свои капиталы воров. И все довольны. По крайней мере, никаких массовых протестов пока что не видно и не слышно. Таким образом, люди кладут массу сил на завоевание свободы, которой потом не пользуются, потому что на самом деле она им не нужна. Здесь, конечно, можно очень много спорить, потому что в нынешнем мире невозможно существование без государства, а таковое всегда является аппаратом подавления и прочее. Но если в материальном мире понять, что такое свобода и достичь её весьма сложно, то в мире духа всё иначе, потому что, прежде всего, Христос говорил о свободе, а во-вторых, дал её. В отношениях с Богом мы обладаем свободой. Прежде всего, мы свободны в общении с Ним – для такового нам не требуются ни посредники, ни какие-либо особенные места, ни ритуалы. Во-вторых, мы свободны в отношении своих деяний, ибо обладаем свободой воли. И никто заранее не исключён из Божественного милосердия. Таким образом Церковь – это сообщество свободных людей, исполненных любви к Богу, каковую любовь они и выражают в той или иной форме. Это в теории. А что на практике? Церковь превратилась в пародию на государство. В ней появились «владыки» (какие изумительное слово в контексте христианской свободы), «князья Церкви» и даже один «наместник Христа». За этими людьми с восторгом признали божественные полномочия, власть по божественному праву и теперь с благоговением лобызают им руки. Вдохновившись примером иудеев, христиане решили дополнить Св.Писание и напридумывали себе постановлений, нарушение коих объявили грехом. Что-то не то съел – грех; не так оделся – грех. А если молишься не так, как большинство, то ты уже не просто грешник, а еретик. Народ радостно одобряет все эти нововведения и пребывает в постоянной готовности загрызть любого инакомыслящего. Ткни в кого-нибудь пальцем, скажи: вот сектант, вот еретик – охотно закидают камнями. Есть в России такое вероисповедание, как баптисты. Так вот они могут о закидывании порассказать многое, причём не только из истории, но и из современности. О чём всё сие свидетельствует? О том, что по-настоящему свободными многие именующие себя христианами так и не стали. Сия несвободность, стремление надеть на себя рабские оковы очень хорошо видна на примере отношений с государственной властью. Христос говорит нам, что мы принадлежим Богу. Хотя и не в полноте, но всё же мы уже стали гражданами Божьего Царства. А это означает, что земному царству мы принадлежим лишь опосредованно – не в большей степени, чем принадлежит стране проживания сотрудник иностранного посольства. Христиане должны блюсти себя, как посланников Божиих, но почему-то усиленно расшаркиваются с властью, декларируя себя, как верных слуг государства. Что ж, это выгодно. Особенно когда можно получить дотации из бюджета, безвозмездные помещения, льготы при налогообложении и всё прочее. Однако, история Византии, как, впрочем, и России, хорошо показывает, во что превращается Церковь, когда идёт на поводу у государства. Всё имеет свою цену. И сидение у котлов с мясом тоже.

Что же всё-таки важнее: египетское рабство или свобода? Котлы с мясом или суровое бытие в пустыне? Если котлы, то это просто. Побольше компромиссов, побольше поклонов, всецелое одобрение или осуждение по указанию сверху и никаких проблем не будет. Свободы нет, зато есть сытость. Свобода куда сложнее. Потому что жизнь в свободе – это жизнь, определяемая верой и любовью; это жизнь, в которой нет никакого компромисса с тем, что Бог называет грехом. Жизнь в свободе – это жизнь, в которой никто кроме Бога не является источником истины. Это жизнь, в которой всё происходящее осмысляется через Божье Слово. Это жизнь, в которой человек ощущает себя гражданином Божьего Царства и ведёт себя, как его представитель. Причём безотносительно того, куда он приходит по воскресеньям для совместной молитвы – в готический костёл или в съёмное помещение. Исповедание истины не может ставиться в зависимость от человеческих условностей, ибо зависимость - это и есть рабство. Господь дал нам великое благо - возможность быть Его народом. Не стоит пренебрегать этой возможностью ради котлов с мясом. Как было сказано в самом начале, наш Небесный Отец знает наши нужды и то, что нам действительно необходимо, Он даст. А всё то, что не является действительно необходимым, не так уж и существенно. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 19.07.15




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Диакон  Е.Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)