МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Августа 2011 года
7 воскресенье после Дня Св.Троицы
Ин.6, 1-15
После сего пошёл Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.
Хотя в Ветхом Завете Святая земля и именуется как «текущая молоком и мёдом», условия жизни там достаточно суровые даже сегодня. Тем паче нелёгкими они были во времена земного служения Спасителя. Почва скудна, урожаи невелики, поэтому недоедание было обычным явлением. Природные проблемы усугублялись политическими – жизнь под оккупацией есть жизнь под оккупацией. Даже тогда, когда оккупационный режим достаточно мягок. Неудивительно поэтому, что Мессия воспринимался массовым сознанием, как победоносный вождь, который сокрушит оккупантов и распространит владычество Израиля на весь мир, а Царство Божие воспринималось как улучшенный вариант земного бытия, как место изобилия, в котором можно будет в первую очередь много есть, не думая о завтрашнем дне, потому что и завтра еды будет достаточно. На фоне таких представлений и происходит чудо насыщения. Много еды из ниоткуда и досыта – поистине, нет ничего удивительного в том, что наевшиеся люди хотели провозгласить Христа царём. Сегодняшние политические партии в процессе ожесточённой борьбы за власть придумывают всевозможные ухищрения для того, чтобы привлечь на свою сторону избирателей. Если бы Господь действительно хотел обрести мирское владычество, то никакие ухищрения не потребовались бы – хлеба вволю, и все пошли бы за Ним. Лучший момент для поднятия восстания трудно было придумать – 5000 свидетелей чуда насыщения могли бы поднять десятки тысяч. Однако, Господь скрывается от восторженных толп, потому что не нуждается ни в формальном земном владычестве вообще, ни в царском титуле в частности. В служение Мессии отнюдь не входило решение политических задач. Целью Христа было примирение людей с Богом и открытие им доступа в Царство Божие. Но Царство Божие – не пища и не питие. Именно в этом трагедия служения Христа: люди ожидали одного, а Он нёс им нечто иное. Поэтому даже те, кого Он избрал – ученики – не понимали Его, несмотря на каждодневное общение. И если даже ученики не могли вместить, что тогда говорить обо всех прочих?...
Однако не будем торопиться с осуждением. Ученики были добропорядочными иудеями, выросшими в контексте определённых идей. То, что говорил Христос, для них было абсолютно новым, идущим вразрез со всеми устоявшимися представлениями. Чего они хотели и ожидали от Иисуса, как от Мессии, нам известно и вполне понятно. Намного менее понятно, почему наши современники, для которых Слово Господне не является новостью, потому что проповедуется вот уже 2000 лет, хотят от Него примерно того же самого. Разумеется, с поправкой на политический контекст эпохи. Почему и сегодня люди не понимают, что именно принёс миру Господь, в чём заключался смысл Его служения? Не понимают и приходят ко Христу, присоединяются к народу Божию, ожидая получить от Спасителя и Его Церкви то, что таковые не в состоянии дать. Потому что хотят получить не столько Небесное Царство, сколько улучшенное земное. Достаточно посмотреть, какие молитвенные прошения возносятся к вышнему престолу. Удача на экзамене, благополучие на работе, избавление от неприятностей, благосклонность понравившейся девушки, повышение оклада, успех в бизнесе и так далее до бесконечности. Одним словом, Господи, побольше хлеба, и мы Твои! Правда, благодарить Тебя мы то и дело забываем, но это мелочи по сравнению с тем, что мы к Тебе приходим! Но какая обида на вышние силы бывает тогда, когда просимое не исполняется… В одном из романов Коэльо описывается местность, жители которой в день покаяния сначала каялись в грехах, а потом зачитывали Богу большой список того, в чём они были Им недовольны. В языческие времена, рассердившись на богов, разбивали их изображения. Сегодня на волне обиды и разочарования люди предъявляют Богу счёт и, в лучших традициях семейных скандалов по принципу «развод, раздел имущества», выходят из Церкви. Однако, если ты желая перекусить, перепутал двери и вместо ресторана попал в обувной магазин, стоит ли обижаться на его директора за то, что в магазине нет ничего съестного? Тем более глупо обижаться на кого-либо, кроме самого себя, если над дверями висела вывеска, которую ты не удосужился прочитать. Увы, многие, именующие себя христианами, ни разу не удосужились прочитать даже Евангелие, не говоря уже обо всём прочем. Увы - потому что если бы они это сделали, то увидели бы, что никаких земных благ, никакого процветания в земной жизни Христос не обещал. Он не обещал избавления от неприятностей, удачи в любви, улучшения материального положения, а также избавления от земного наказания за совершённые грехи. Он говорил о Царстве Божием, но Царство Божие – не пища и не питие. А что касается хлеба насущного – так он именно насущный: это то, что действительно необходимо, а не излишества, до которых мы столь падки. Обратите внимание, что в чуде насыщения людям не было предложено ничего, кроме хлеба и рыбы – поистине, меню не блистало разнообразием!
Сегодня в России исподволь пытаются возродить культ Сталина. Его портреты теперь можно увидеть не только в руках вышедших на демонстрацию закоренелых коммунистов. Это не случайно. В нынешней обстановке, когда завтрашний день не ясен, и ты не знаешь, что ожидать в ближайшем будущем; когда правительство постоянно обнаруживает свою слабость, люди мечтают о сильной руке, которая даст им стабильность, уверенность как в сегодняшнем, так и в грядущем. Нынешние правители, хотя и мнят себя лидерами, на самом деле таковыми не являются. Но если найдётся личность, подобная Гитлеру или Муссолини, большинство окажет восторженную поддержку. В Палестине I века также мечтали о сильной руке, о народном вожде. Именно в этом качестве и хотели видеть Христа, раз уж Он претендовал на мессианский титул. Но Господь не собирался становиться ни фюрером, ни дуче. Он пришёл не для того, чтобы создавать сильное национальное государство; не для того, чтобы улучшать материальные условия земного бытия и не для того, чтобы решать наши повседневные проблемы. Он пришёл для того, чтобы открыть нам путь к Богу, к вечности и, тем самым, даровать нашей жизни подлинную цель, наполнить её истинным смыслом. Царство Божие не является улучшенным вариантом земного бытия. Это совершенно иное состояние, которое сегодня является абсолютно непостижимым, но, тем не менее, однозначно благим, потому что в нём нет греха и смерти, зато есть непосредственное присутствие Творца. Царство Божие непостижимо, но, тем не менее, в каждом из нас есть его частица. Ведь все мы – творение Божие. И потому в каждом из нас есть Божья искра, связующая нас с вечностью. Можно завалить её грязью и нечистотами так, что она перестанет ощущаться. А можно сделать так, что она будет ярко гореть, озаряя и нашу жизнь и жизнь тех, кто с нами общается чувством сопричастности Царству Божию, предвкушением его благодатности.
На протяжении Своего общения с учениками Спаситель пытался развернуть их сознание от мыслей о Великом Израиле к мыслям о Царстве Божием. И право же, изменить их жизненные приоритеты, изменить направление мышления оказалось намного сложнее, чем накормить 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Не менее сложной эта задача является и в отношении ныне живущих. Особенно тогда, когда даже служители Церкви, которые должны не только словом, но и делом должны проповедовать Царство Божие, погрязают в заботах о царстве земном, участвуют в политических баталиях и всеми правдами и неправдами стремятся пробраться в эшелоны власть предержащих.
Сегодняшние люди, как и люди в Иудее времён Первого Пришествия, жаждут красивой жизни, дарового хлеба, а также зрелищ. Своим ученикам Христос даёт нечто совсем иное. Он даёт крест. Истинное последование за Христом – это всегда несение креста, который следует нести в смирении и в терпении. Готовы ли к этому? Если да, то хорошо. В этом случае мы последуем за Спасителем именно так, как должно, т.е. помышляя не о земном, а о небесном, не о тленных сокровищах, а о нетленных, о хлебе насущном, а не об излишествах, взыскуя не хлеба и зрелищ, а Царства Божия. Если же не готовы, то дальнейшие разочарования неминуемы. «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
14 Июля 2024 - 7 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)