МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Июля 2021 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Эф.1, 3-14
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, что-бы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, проще-ние грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой пре-мудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём,
10 в устроении полноты времен, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нём и вы, услышав слово истины, благовество-вание вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Ду-хом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

оржество Святой Троицы, отмечавшееся нами шесть недель назад, завершило собою так наз. «праздничную часть» Церковного года. Началось рядовое время, на протяжении которого мы имеем возможность сосредоточиться на базовых истинах нашей святой веры, о которых в том числе говорится и в услышанном сегодня чтении из Послания к Эфесянам. Из него мы прежде всего познаём, что для нас сделал Господь. Он избрал нас, усыновил, даровал прощение, благословил, соделал Своими наследниками. Право же, это немало. И вот ведь какая интересная ситуация получается: внешне мы ничем не отличаемся от остальных людей, от не-христиан, а по своей сущности совершенно иные. В силу чего? В силу Божественного избрания и усыновления. Мы – народ Бога, мы принадлежим Ему. Во времена апостола Павла усыновление было не просто юридическим актом, но целым действом с весьма важными последствиями. В наше время сплошь и рядом можно услышать душепищательные истории о том, как люди, выросшие в приёмных семьях, годами разыскивали своих истинных родителей или, по крайней мере, стремились таковых разыскать. А если это удавалось, то восстанавливались какие-то отношения и т.д. Во времена Павла человек, усыновлённый законным порядком, более не имел никакого отношения к своей прежней семье. Он целиком и полностью входил в семью усыновителя. Бесповоротно и навсегда. Именно таким образом мы, крещёные во имя Христово, вошли в семью Бога. В силу усыновления мы стали Божьими наследниками, т.е. нам принадлежит Его царство. А для того, чтобы мы возмогли войти в него, стали пригодными для него, Иисус Христос принёс жертву на Голгофском кресте, приняв на Себя наши грехи. Своими усилиями, своими заслугами мы никогда бы сего не достигли. Поэтому наше усыновление совершилось исключительности по милости Бога. Усыновление открыло для нас доступ не только к Божьему Царству, но и к тому великому знанию, которое содержится в Божьем Слове. Как говорит Павел, «по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению». Мы знаем о Божьем замысле, мы знаем о путях реализации этого замысла, имеем представление об истинных масштабах мироздания и о месте в нём человека; мы постигаем цель своего бытия, его предназначение и через всё сие – смысл своего бытия. Одно время в средствах массовой информации обсуждалась тема высокого процента самоубийств среди молодёжи именно в развитых странах. Почему такое может быть? Именно потому, что эти несчастные, лишённые веры, не видят смысла в своём бытии. Христианин таковой смысл видит и знает, ради чего находится в видимом мире. Не будем также забывать и о благословении, которое помогает верным следовать Божьим путём. Таким образом, благодаря выразившейся в усыновлении милости Господа, христианин есть существо привилегированное и обладающее огромным потенциалом.

Однако, христианином нельзя родиться, им можно только стать. Мало иметь некие возможности, пусть даже великие. Ими ещё нужно пользоваться. А для этого, в свою очередь, нужно иметь христианское мышление. Что это значит? Что мышление должно быть ориентировано на Божественную систему координат и не уклоняется в сторону системы мира. Ибо в мирской системе всё иначе. Например, понятие привилегий связывается с размером материального имения. Если некий деятель наворовал себе миллионы, то полагает, что он особый, что ему всё можно. Но в Божественной системе тот же самый человек – нищий и убогий, потому что материальный достаток для Бога не является богатством. В мемуарной литературе есть немало описаний людей, которые, хотя вовсе не были денежными мешками, и не занимали никаких высоких постов, но и сами были богаты, и обогащали тех, кто с ними соприкасался, ибо обладали высокой культурой. Если такое возможно даже среди неверующих, то насколько больше может совершить христианин, обладающий Божьими дарами! Принадлежность Христу даёт такой стимул для активного жития, что ничто иное с ним не сравнится! Однако, есть то, что нужно помнить. Как сказано у Павла, «Он (т.е. Бог) избрал нас в Нём (т.е. во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Избранность, привилегированность требует ответной реакции, ответного действия. Если Бог избрал и усыновил нас, то мы должны чувствовать себя избранными и усыновлёнными. И действовать соответственно своей призванности и усыновлённости. Между тем мир и дьявол не хотят выпускать нас из своих объятий, а потому всеми силами стремятся дезориентировать, подмять, навязать свою систему ценностей. Почему те же разбогатевшие воры чувствуют себя выше остальных? Потому что остальные согласны признать их вышестоящими и оказывают соответствующее почитание. Надо понимать, что лакей, холоп – не должность и не социальный статус, а внутренняя сущность. И, увы, к сожалению, люди Церкви не могут или не хотят от неё избавиться. Вот почему нам приходится видеть прискорбные картины того, как и миряне, и клирики, преклоняются и лебезят перед так наз. «сильными мира сего». Но это позор. Позор, ибо не престало Божьим избранникам склоняться перед кем бы то ни было, кроме Бога. Пред лицом Божиим мирские отличия не имеют никакого значения, Бог стоит превыше любой мирской мишуры. А мы – Его достояние, его святые. И потому не можем, с одной стороны, преклоняться перед кем бы то ни было, а с другой, не должны над кем бы то ни было превозноситься. Увы, эта мерзость среди нас тоже есть, причём в первую очередь среди клириков. Но это также позор. «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Любовь – сущность Бога и основа христианского бытия, означающая самоотверженное служение, но не служение раба, а служение свободного, подобное служению Христа, служившего людям, хотя Он был Истинным Богом.

Бог Всемогущий избрал нас, дабы мы стали Его народом, Его наследниками. Он даровал нам многие блага и, как написал нам апостол Павел, запечатлел нас Святым Духом. Мы должны в полной мере ощущать себя таковыми избранниками. Ощущать и, осознавая своё призвание, выдавливать из себя мерзостную мирскую закваску, рабскую, холопскую закваску, дабы не идти на поводу у мира, враждебного Христу; не склоняться перед его ложными богами, не почитать его идолов. Мы – люди Бога, мы наследники Его Царства и должны быть узнаваемы, где бы ни находились. Не по внешним символам, а по запечатлённости Святым Духом, по исходящему через нас духу любви и служения, по неучастию в делах тьмы. Если христианин ничем не отличается от неверующего, то в чём его христианство? Мы – люди Бога, призванные идти Его путём, путём Его святых, как написано: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.07.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Диакон  Е.Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)