МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Ноября 2011 года

1 воскресенье Адвента


Римл.13, 8-14

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти.

Сегодняшняя месса совершается в Первое воскресенье Адвента, а это означает, что мы с вами вступили в новый Церковный год и, тем самым, ещё на шаг приблизились ко Второму Пришествию Спасителя. Мы не знаем, когда именно оно произойдёт, но в любом случае сегодня мы находимся ближе к нему, чем год назад. Поэтому с полным основанием мы можем повторить слова св.Павла: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Время Павла было удивительным временем – временем, в которое люди считали День Господень очень близким и жили напряжённым ожиданием Второго Пришествия Спасителя. При этом они вполне резонно считали, что если Господь вот-вот придёт, то многие земные сущности становятся совершенно неактуальными. Но зато чрезвычайно актуальным становится возрастание во Святом Духе ради достойной встречи Господа в час Его возвращения. И те стихи из Послания к Римлянам, которые мы только что слышали, говорят именно об этом. Это послание не стало сегодня менее значимым, потому что: во-первых, Второе Пришествие действительно может произойти в любой день; а во-вторых, в любой момент Господь может отозвать от земной жизни любого из нас. Поэтому возрастание во Св.Духе не относится к числу устремлений, с воплощением которых в реальность можно не торопиться. Мы знаем истину, поэтому не можем позволить себе ни единого дня, прожитого вне веры, вне Христа, вне Его Духа.

Проповедники поздних направлений протестантизма постоянно призывают к принятию Иисуса, но при этом не говорят, что делать дальше. Создаётся впечатление, что принятием Спасителя все проблемы духовной жизни решены раз и навсегда. Однако принятие – это ещё не всё. Образно говоря, можно приглашать человека войти в церковь. Но если он в неё зашёл, это ещё не означает воцерковления. Вхождение в храм – не конец пути, а только начало. Точно также уверовать – это ещё не всё. Потому что вера это не есть некое стабильное состояние, которое либо есть, либо нет. В вере можно возрастать, в вере можно умаляться. Но к спасению ведёт только возрастание в вере, возрастание в Духе Святом.

Опасность, которой мы подвергаемся на этом пути, суть отношение к продвижению по нему, как к повседневной рутине, когда молитва воспринимается как некая обязанность, участие в св.мессе как привычка или вынужденное действие – без него нельзя обойтись, но в то же время никакой радости оно не приносит. Но жизнь не может состоять из одних лишь обязанностей – в ней должны быть и удовольствия. Богу Богово, а кесарю кесарево. Почему бы, отдавши положенное Богу, не вкусит ль тех радостей, которые предлагает нам мир? Но Апостол предостерегает нас: «Как днём будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Представьте себе предрассветный час. Солнце ещё не взошло, и мы не знаем, когда именно оно взойдёт, но это может произойти в любое мгновение. В каком состоянии застанут нас его лучи: радостно встречающими его приход, или беспробудно спящими? И что сделать, дабы не оказаться в числе спящих?

Есть люди, скрупулёзно ведущие подсчёт своих грехов, записывающие их в толстые тетрадки, а потом приходящие с этими тетрадками на исповедь. Мне рассказывал об этом православный священник, которому за каждой исповедью в течение нескольких часов приходилось выслушивать содержимое этих тетрадей. Но такой вариант более всего похож на исполнение иудейского закона, при котором христианская жизнь действительно превращается в нечто безрадостное и унылое. Так что же делать? Укрепляться в любви. Человек, стиснутый в автобусе в час пик, преисполнен самыми скверными мыслями в отношении ближних и, если кто-то из этих ближних надавит посильнее, то может быть как минимум жестоко обруган. По какой причине сия брань станет возможной? По той самой – по недостаточности любви. Потому что когда сия любовь действительно есть, то ругаться не захочется. Равным образом не захочется сплетничать, рассказывать всякие мерзости, завидовать, желать чужого и т.д. Воистину, как говорит Апостол, «заповеди «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»». То же самое актуально и в отношениях с Богом. Если мы любим Его, то, по отношению к Нему, нам не придётся в чём-либо себя принуждать, потому что всё, что должно совершать, мы будем совершать с великой радостью. Можно принуждать себя не делать недолжного, но это будет форменная пытка, потому что желание останется и неизвестно, насколько долго хватит сил удержаться. Любовь намного сильнее любого сдерживания, потому что она уничтожает самое желание. И вместо мучительной борьбы с самим собой человек обретает мир. Поистине, именно любовь есть та единственная сила, которая в состоянии изменить человека и побудить его действовать именно в Божьем Духе, а не в каком-либо ином. Вот почему верующий, помышляющий о Втором Пришествии, должен стремиться к возрастанию в любви.

Сие стремление достаточно сложно реализовать, потому что мир постоянно провоцирует на ненависть, с которой, кстати, жить намного проще, потому что не надо сдерживаться. Когда Иисус пришёл в купальню Вифезда и увидел там расслабленного, который пребывал в болезни много лет, то спросил его: хочешь ли быть здоров? Вот так же и нам следует спросить себя: хочу ли я пребывать в любви или другое состояние для меня подходит больше? И если есть желание пребывать именно в любви, то последуем совету св.Павла: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти». Что значит облечься во Христа? Это означает пребывать в общении с Ним, слушать Его Слово, приобщаться Его Св.Тайн и, посредством всего этого проникаться Его Духом, укрепляясь в таком отношении к Богу и к людям, какое было у Него. Потому что при таком отношении спать не захочется. «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».

«Ночь прошла, а день приблизился…». День приблизился, но ещё не настал, и ожидание его может быть очень долгим. Но момент, когда солнце взойдёт, настанет. Второе Пришествие неизбежно точно также, как неизбежна наша встреча с Богом. Она может произойти в любой день, в любой час. Она может произойти совершенно неожиданно. Так в каком состоянии мы встретим Его – в спящем или в бодрствующем? Это зависит только от нас, поэтому воспримем слова св.Павла, как призыв к немедленному действию. «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.11.11




Другие проповеди по этому же поводу:

03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор  Д. Лотов)