МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Декабря 2012 года

1 воскресенье Адвента


Иер.23, 5-8

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше!». Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.

Сегодняшний день знаменует собою начало нового Церковного года, который, в свою очередь, начинается с длящегося 4 недели времени Адвента. Некоторые люди воспринимают Адвент просто как Рождественский пост, посредством которого верные приуготовляют себя к празднику Рождества. Однако это не так. Время Адвента побуждает верных обратиться прежде всего ко грядущему, и само его название – «adventus» означает «пришествие, прибытие». Время Адвента побуждает нас обратиться ко Дню Второго Пришествия Христа, и поистине, нет ничего более правильного, нежели начать новый год с обращения в грядущее, с обращения к тому, что нас ждёт, с осознания своих целей и того, что нужно сделать ради их достижения. Но грядущее, т.е. Второе Пришествие Господа, есть не некая «вещь в себе», а часть Божественного промысла. Соответственно, нам следует воспринимать его в контексте действия сего промысла на протяжении всей Священной Истории. Именно поэтому в качестве основы сегодняшней проповеди церковный календарь даёт услышанное сегодня чтение из Книги пророка Иеремии. О чём возвещает Господь устами этого пророка? О великой Божьей милости. О милости, которая придёт после величайшей катастрофы. Иеремия был поставлен Богом на пророческое служение для того, чтобы предупредить царя и народ о том, что если они будут продолжать упорствовать в отступничестве, то будут изгнаны со своей земли. Увы, пророка не слушали, потому что не хотели слушать. Нечестие было предпочтительнее святости. И тогда случилось предсказанное: Иерусалим был взят войсками Вавилонского царя и обращён в руины, Храм разрушен, а народ депортирован в Вавилон. Потянулись долгие десятилетия плена. Казалось, бы, ожидать уже нечего, но народ не пал духом, ибо в годину бедствий сохранял слово пророка о грядущей милости: «вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.». Слово Господне непреложно. 70 лет спустя народ действительно получил возможность вернуться. Но вот что удивительно. Когда победитель Вавилона, персидский царь Кир разрешил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, этой возможностью воспользовалось не так уж много депортантов. При переселении в Вавилон люди не имели возможности выбора – теперь же она была. Бог явил милость: Он дал возможность вернуться, но выбор между возвращением и невозвращением люди должны были сделать самостоятельно. В каком отношении это актуально для нас? В том, что у нас также есть возможность выбора между возвращением и невозвращением.

Что такое диаспора? Это народ, проживающий вне своей земли. Попав в Вавилон, переселившись из него в иные земли, народ Израиля стал жить в диаспоре, в рассеянии. Мы, Христианская Церковь, новый избранный народ Божий, точно также проживаем в диаспоре, в рассеянии. В отличие от Израильтян, мы пребываем в нём не по причине своих грехов, не вследствие Божьего наказания, а по причине своего предназначения. Ведь апостолам было повелено идти и учить все народы. Тем не менее, мы находимся в диаспоре, причём находимся в ней вне зависимости от места жительства. Мы находимся в рассеянии, потому что наш дом, наша земля не здесь. Наша земля не принадлежит видимому миру. Наш дом находится в Царстве нашего Бога и Отца; наш дом есть Царство Божие. Именно поэтому истинный христианин ожидает Второго Пришествия с нетерпением. Ведь именно оно даст нам возможность вернуться домой, собраться вместе на обещанной нам земле – новой земле нового творения. Только в Царстве Божием мы будем по-настоящему дома. В этом же мире вне зависимости от рода занятий, от преуспеяния, мы всегда будем не более, чем странниками и пришельцами. Но в тот день, когда Христос придёт и призовёт Свой народ к возвращению, все ли откликнутся, все ли вернутся?

Вход в Царство Божие есть то самое спасение, которого мы взыскуем. Но все ли взыскуют? Христос говорит, что спасается не тот, кто называет себя христианином, а тот, кто действительно является им – не тот, кто только слушает Слово Божие, но тот, кто исполняет его, творит волю Небесного Отца. Ведь исполнение воли Бога есть ничто иное, как практическое выражение желания быть с Богом. Верный хочет быть с Богом всегда, он хочет вернуться в свой вечный дом именно потому, что там единство с Богом достигнет своей полноты. Но все ли творят волю Божию? Нет. А это значит, что многие из именующих себя христианами не настроены на возвращение, не нуждаются в нём.

Почему в VI столетии до Р.Х., когда Бог явил милость и дал Своему народу возможность вернуться на Святую землю, далеко не все последовали за Зоровавелем в Иерусалим? Потому что жизнь в диаспоре была спокойнее. За 70 лет община сумела наладить свой быт и наладила его очень неплохо. Иудеи в Вавилоне отнюдь не были притесняемы и уничтожаемы – они жили вполне нормально. А что ожидало их в Иерусалиме? Разрушенные стены, обгорелые останки домов, мерзость запустения. Так что же, нужно было непременно бросить налаженное хозяйство и переселиться на пепелище, на котором всё надо было налаживать заново? Кстати, то же самое произошло уже в наше время, в 1949 г. Когда Бог в очередной раз явил Своему народу милость, и на Святой Земле было воссоздано Израильское государство, не так уж много людей поспешило туда отправиться. Ведь там всё надо было начинать практически с нуля, в то время как жизнь в Америке и Канаде была куда стабильнее. Вот так же и христиане, которые не отягощают себя мыслями о возвращении, потому что полагают комфортность бытия здесь куда более важной. Царство Небесное далеко, земное – близко. Так зачем же думать о Небесном? Но они не понимают того, что в вечности их ждут не руины, а нечто настолько невероятное, что любое, даже самое комфортное существование в пределах видимого мира куда хуже, чем бытие в Царстве Божием. Не задумываются они и о том, что альтернатива этому Царству неутешительна: отлучённость от Бога, страдания, вечная смерть. Поэтому и время Адвента по большей степени воспринимается, как время предпраздничное. Однажды мне довелось побывать в Германии именно во время Адвента, и, должен сказать, на меня произвела большое впечатление праздничная иллюминация на улицах, а также окна домов, на которых светились различные фигуры из лампочек. Магазины извещали о скидках, и ходящий по ним народ пребывал в приподнятом настроении. Но далеко не случайно литургический цвет времени Адвента фиолетовый. А фиолетовый цвет в Церкви означает пост и покаяние. Адвент не есть время веселья. Это время обращения в будущее, время проверки самого себя в свете грядущего «adventus’a», т.е. Пришествия Христа. В Св.Писании, в Книге Даниила повествуется о том, как во время пира у царя Валтасара рука начертала на стене три слова, одно из которых означало: «ты взвешен на весах и найден очень лёгким». Время Адвента побуждает нас взвесить себя на весах Божественной Истины, чтобы, подобно Валтасару, не оказаться слишком лёгкими, не утерять участие в Божественных обетованиях, не утерять возможности возвращения. Поспешим посмотреть на себя в свете Божественной Истины и изменить то, что ей не соответствует, дабы в грядущем, в тот день, когда раздастся призыв Христа, пришедшего в силе и славе, с радостью откликнуться на него и поспешить вернуться в наш вечный и истинный дом – Царство Бо


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова в первое воскресенье Адвента




Другие проповеди по этому же поводу:

01 Декабря 2024 - 1-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
03 Декабря 2023 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2022 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
28 Ноября 2021 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2020 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2019 - 1 воскресенье Адвент (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2018 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор  Д. Лотов)