МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Декабря 2018 года

1 воскресенье Адвента


Ис.12, 1-5
И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение моё - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое,- да знают это по всей земле.

Не так давно на просторах интернета мне довелось прочитать кошмарную статью, автором коей был священник РПЦ. В достаточно объёмной публикации он доказывал, что все нынешние проблемы России происходят из-за того, что в гражданах недостаточно рабского духа. По мнению автора, означенный дух надлежит в себе всячески взращивать, осознавая себя рабами не только Бога, но также патриарха, президента и вообще всякого прочего начальства вплоть до полицейских. Чем больше человек будет чувствовать себя рабом вышеозначенных персон, тем лучше – тем больше будет порядка, благопристойности, тишины и всего прочего в том же духе – и тем сильнее будет государство. Что ж, допускаю, что есть люди, осознающие себя именно рабами - тем более что такое осознание поощряется той же РПЦ, активно пользующейся термином «раб Божий». Но какое отношение сие самоощущение имеет к христианству? Никакого, потому что Иисус сказал ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». Почему я заговорил об этом? Потому что начался Адвент, обращающий нас ко Второму Пришествию Иисуса, к нашему ожиданию этого Пришествия. Поэтому очень важно понять, кто мы, как ожидаем и кого ожидаем.

Сегодня мы слышали у пророка Исайи: «Вот, Бог - спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение моё - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Таким образом, нам надлежит готовиться к встрече Господа с радостным чувством, потому что Его приход несёт верным избавление, спасение. Спасение от чего? В первую очередь от проклятия и смерти, но не только. Господь так же избавляет нас от рабства – а равно и от тех, кто стремится превратить нас в рабов. Таковых желающих сейчас предостаточно: это и возомнившие себя хозяевами жизни всевозможные воры и проходимцы, это дьявол и это наша собственная порочность – вся сия свора всеми силами стремится подчинить нас себе и заставить творить их волю без рассуждений. Причём нельзя сказать, что они не преуспевают. Именно поэтому нас и окружает столько всяческого беззакония и зла, творящегося если не при активном соучастии людей, то при их молчаливом согласии, пассивном бездействии. Указанное зло агрессивно, оно стремится к подавлению несогласных с его действиями и образом мысли. Именно поэтому ему и нужны рабы – покорные орудия, не рассуждающие исполнители. Пришествие Господа положит конец и людскому беззаконию и проискам дьявола. И даже человеческая натура станет иной, ибо будет полностью освобождена от греховности. Поистине, этому можно только радоваться и вместе с пророком Исайей восклицать: «Вот, Бог - спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение моё - Господь; и Он был мне во спасение». Но у нас есть ещё больший повод для радости, потому что сила Господа будет с нами не только в некоем будущем времени. Они присутствует среди нас уже сегодня. Она среди нас и в нас, давая нам возможность НЕ БЫТЬ рабами, не осознавать себя рабами, но осознавать себя Божьими детьми, для которых Господь не рабовладелец, а любящий Отец. Именно по причине этой любви Он послал в видимый мир Своего Единородного Сына – послал Его, дабы искупить и уничтожить наши грехи, о чём можно сказать словами Исайи: «славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня». Иисус пришёл к нам не для того, чтобы сделать нас рабами, но для того, чтобы освободить нас от рабства. И то, что был начато в Первом Пришествии, будет окончательно исполнено и завершено во Втором. Поэтому мы восклицаем вместе с пророком: «славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое,- да знают это по всей земле». Раб не в состоянии радоваться достижениям хозяина в силу того, что, как сказал Иисус, «раб не знает, что делает господин его». Но, благодаря откровению Слова Божия, мы знаем, что мы не рабы, а свободные дети Господа, знающие о замыслах Отца и радующиеся их исполнению. Более того. Господь призывает нас быть не пассивными созерцателями совершения Его воли, но активными участниками этого совершения, соработниками Бога на Его ниве. Именно поэтому верные ожидают Пришествия Христова с радостью. Ведь оно будет означать, что труд, в котором мы принимали участие, обретёт надлежащее завершение.

Слово «Адвент» напоминает нам о Втором Пришествии, услышанные сегодня слова Исайи призывают нас ожидать сего Пришествия с радостью и надеждой. Однако, нам должно радоваться о Господе не только при устремлении мыслями в будущее, но постоянно, в каждый день бытия, потому что, во-первых, как уже было сказано, в каждый день бытия мы участвуем в совершении Божьего промысла, а во-вторых потому, что так или иначе, но мы встречаемся с Господом каждый день – в особенности в воскресенье, в Таинстве Св.Причащения. Но вот какая странность: Второе Пришествие надлежит ожидать с радостью, творить волю Божию надлежит с радостью, а Адвент считается временем поста и покаяния. Как же такое может быть?

Может. Если понимать, для чего нужны пост и покаяние. А нужны они не для того, чтобы ходить со скорбными лицами и питаться исключительно дозволенной пищей. Пост и покаяние – это данная нам от нашего любящего Отца возможность очищения, дабы ничто не омрачало радость бытия в Господе. Господь хочет видеть нас свободными и радостными, ос-вобождёнными от всего того, что препятствует общению с Ним, препятствует единству с Ним, препятствует опоре на Него. А нам очень нужна эта опора. В том числе для освобождения от рабства и от самозваных господ этого мира. Не стоит думать, что рабство – это нечто внешнее. В первую очередь рабство – это внутреннее состояние. И именно с опорой на Господа, через ежедневную встречу с Ним мы имеем возможность избавляться от этого гнусного состояния и преисполняться ощущением свободы, а равно и чистой радости, великого ликования, с которым жители Иерусалима встречали Иисуса в Вербное воскресенье. «Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. … и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое,- да знают это по всей земле». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор  Д. Лотов)