МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Декабря 2019 года

1 воскресенье Адвент


Мф.21, 1-9
1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их.
4 Всё же сие было, да сбудется речённое через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъярёмной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Сегодня – первый день нового Церковного года, каковой в западной Церкви начинается временем Адвента. Напоминаю вам, что слово «adventus» означает «пришествие, прибытие». Смысл этого времени в том, чтобы вспоминая об уже совершившемся Первом Пришествии в этот мир его Спасителя, обратиться помышлениями ко грядущему Второму. И вот, в сегодняшнем Евангелии мы читали о торжественном пришествии, прибытии Христа в Иерусалим – об удивительном дне, когда Иисус и Апостолы входили в город в окружении ликующей толпы, приветствовавшей Господа, как Сына Давидова, как Мессию-Избавителя. Не думаю, что Сам Иисус сильно радовался происходившему, ибо, в отличие от всех, совершенно точно знал, что Его путь ведёт к Голгофе. Но ученики, которые так и не смогли вместить Его речей про грядущие страдания, несомненно были захвачены всеобщим ликованием. Итак, Иисуса встречает ликующая толпа, объединённая общим чувством. Но вот вопрос – а что лежало в основе этого чувства, что было его причиною?

Евангелист повествует: «7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их». Почему Спаситель решил въехать в Иерусалим на осле, хотя в предшествующие времена приходил туда пешим? Потому что это был не просто въезд, а символическое действо. Конь был животным для войны, осёл – животным для мирных дней. И то, что Иисус въехал в Иерусалим на осле, означало, что Он пришёл, не как Мессия-воитель, но как царь мирный. Он пришёл, чтобы принести мир – и прежде всего примирение с Богом. А примирение с Богом вполне естественным образом должно вести к миру и среди людей. В этом и заключается главная миссия Христа – привести людей к Богу, искупить их, примирить их с Ним через прощение грехов и тем самым открыть им путь к избавлению от смерти, путь в вечность, в Божье Царство. Именно поэтому Он и носит титул Мессии, т.е. Спасителя. Но люди, встречавшие Его с таким ликованием, вкладывают в понятие «Мессия» совершенно иной смысл. Для них это победоносный вождь, который должен восстановить Царство Израиля и распространить его господство в мировом масштабе.

Иисус сотворил великие чудеса: насыщение 5000, воскрешение Лазаря и многие другие. Следовательно, Он действительно Мессия! Наконец-то дождались! Наконец-то господству проклятых оккупантов-римлян будет положен конец! Встреча триумфальна, но пусть это внешнее ликование не помешает увидеть внутреннее противоречие – люди ликуют, потому что ждут от Иисуса то, что Он не собирается давать. Почему об этом стоит задуматься? Потому что это противоречие есть и сегодня.

Сегоднящняя Церковь – это сотни миллионов. Кто они? Последовавшие за Христом, ожидающие Христа. И вот вопрос: а почему они последовали? Не потому ли, что чего-то ожидают от Христа? А если так, то чего именно? Вот, например, совершенно невыдуманный диалог: почему Вы хотите крестить своего сына? - потому что это сохранит его от болезней. Вот так. Никакого Святого Духа, никакого прощения грехов, никакой перспективы на вечность. Сохранение от болезней. Таким же образом множество людей, почитающих себя христианами, ищут у Христа успеха в делах, оберегания от неприятностей, изобилия и всего прочего в том же роде. Как сказал один американский проповедник, мне была нужна машина, я молился; молился плохо – получил «мерседес», если бы молился хорошо, то получил бы «кадиллак». Но неужели Иисус взошёл на крест для того, чтобы трудоустраивать, ниспосылать блага мирские, охранять от болезней и всё прочее в том же духе? Как-то не верится, что всё Его служение, крестный путь и смерть были именно для этого. Впрочем, тут и говорить не о чем – конечно не для этого. Поэтому тот, кто следует за Иисусом в расчёте на блага мирские, жестоко ошибается – их не будет. Что-то правда и может быть, но уж никак не в качестве главной составляющей.

«9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Итак, почему же люди встретили Иисуса с таким единодушным ликованием; почему кричали Ему «осанна» и всё прочее? Потому что, как уже было сказано, они имели определённые ожидания. Но эти ожидания были ошибочны. Поэтому вполне уместен вопрос: было бы это ликование столь бурным, если бы люди знали, что ожидаемое ими не осуществится. И не только конкретно сейчас, но и в ближайшие 2000 лет. Мы тоже поём Господу хвалебные гимны. А почему поём? Чего мы ждём от Него? На этот вопрос каждый, поразмыслив, должен дать свой собственный ответ, так что нет никакой возможности говорить об этом здесь и сейчас. Лучше подумаем, о том, чего Христовы верные должны ждать и какова должна быть истинная причина следования за Христом.

Что такое мир в понимании Св.Писания? Это сообщество вне Бога, вне Христа. Это сообщество, запутавшееся в собственной греховности, лжи, насилии, обмане, бесперспективности, отсутствии смысла. У всех и у каждого своя правда и, что самое скверное, ни одна из них правдой не является. Мир – это сообщество, противостоящее Богу, коснеющее во грехе, который считается нормой бытия; сообщество, упорно предпочитающее идти своими путями, хотя таковые ведут в тупик. Оно появилось не сегодня и не вчера, оно появилось вместе с грехопадением человека. Но вот, появляется Христос, Бог во плоти, пришедший именно для того, чтобы дать людям альтернативу - ясность и смысл, явить истинную правду, т.е. правду Божию, и, самое главное, вывести их из тупика, открыв путь к Богу и Его Царству, к вечности. Таким образом, у каждого человека есть возможность знать истину – не мнимую, а настоящую, пребывать в ней, иметь мир с Богом, жить в перспективе Его Царства, быть свободным от условностей мира сего, быть человеком в изначальном смысле этого слова, сыном Бога. Вот она – причина последования за Христом. Именно она, а не что-либо иное должно побуждать следовать за Иисусом и прославлять Его. Тот, кто жаждет истины; тот, кто ищет Царства Божия и правды Его, тот искреннее радуется Первому Пришествию Христа и с нетерпением ожидать Второго, когда всё то, что было явлено и открыто в Первом, полностью реализуется и верные вступят в новое творение, в Царство Бога. И право же, больше ничего не нужно. «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Декабря 2024 - 1-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
03 Декабря 2023 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2022 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
28 Ноября 2021 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2020 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2018 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор  Д. Лотов)