МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Ноября 2021 года
1 воскресенье Адвента
Лк.4, 16-22
16 И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедовать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
По милости Божией мы вновь вступили в период Адвента. Сие открывающее Церковный год время очень интересно, т.к. представляет своего рода мост между Первым и Вторым Пришествиями Христа. Мы стоим на этом мосту, поглядывая то вперёд, то назад. Оглядываясь назад, вспоминаем Первое Пришествие; вспоминаем те обетования, которые были даны Господом Своему народу. Какие-то из них частично исполняются уже сейчас, каким-то предстоит исполниться в будущем. Именно поэтому, оглядываясь назад, мы смотрим вперёд, обращаясь ко Второму Пришествию, в котором все обетования Спасителя исполняться окончательно. Именно с этой точки зрения мы будем осмыслять то, что возвестил Христос словами пророка Исайи: «18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Имеет ли сказанное к нам хоть какое-то отношение? Ведь мы не нищие. Не богачи, конечно, но, тем не менее, люди вполне состоявшиеся, концы с концами сводим. В депрессии вроде бы тоже не пребываем, ни в плену, ни тем более в рабстве не находимся, по крайней мере пока. Так на какую же свободу нас надо отпускать? Да, на первый взгляд всё именно так – и, тем не менее услышанное сегодня Слово вполне актуально.
Начнём с того, что мы все живём в падшем мире, причём являемся его частью. Что означает падшесть? То, что бал под солнцем правят зло и грех. Иногда бывает, что, обдумывая происходящее вокруг, помышляешь о человеческой непостижимости. Вокруг столько возможностей для служения Богу и ближнему; для того, чтобы делать что-то полезное. Если бы люди думали именно об этом, насколько мир был бы лучше, симпатичнее, уютнее. Но нет, именно этим они предпочитают не заниматься. Вместо этого думают только о том, как бы удовлетворить своё тщеславие и амбиции. Главное, чтобы мне было хорошо, а что там будет с ближними, меня не волнует. Как выразился однажды Чубайс, «не вписались в рынок – сами виноваты». И вот одни пилят бюджет, другие продают лес, третьи ведут войну непонятно за чьи интересы. И так на всех уровнях – каждый действует по мере возможностей. Единственно только, что не у всех они велики, а потому и результаты не очень заметны. К чему это всё приводит, мы можем видеть на примере Белоруссии, где человек ради того, чтобы усидеть на своём кресле, готов не только засадить в тюрьму полстраны, но и развязать войну. И это при том, что результатом его правления стал почти что коллапс государства. Не надо думать, что всё сие существует только сейчас – так было всегда, во все времена, потому что, как уже было сказано, мы существуем в падшем мире, находящемся во власти греха. Мир лежит во тьме, зло является силой воинствующей, а люди считают сие вполне нормальным и живут, теша свою греховность. Но тьма не беспросветна. В момент Первого Пришествия в ней возгорелся разгоняющий мрак свет Божий, свет Христа, который позволяет увидеть ситуацию не такой, какой она кажется, а такой, какая она есть на самом деле. И что же мы видим? Прежде всего, собственную нищету. Не материальную, а духовную. Люди нищи, потому что далеки от Бога. Мы ви-дим, что, хотя они мнят себя вольными птицами, но на самом деле находятся в рабстве греха и сформированного этим грехом мировоззрения, которое делает слепыми, не видящими мерзостность того, в чём приходится копошиться. Но Христос в Своём Первом Пришествии дал возможность прозрения и освбождения. Почему мы христиане? Потому что, ощутив благодатность приблизившегося Небесного Царства, увидев Божью правду, ухватились за неё, приняли Господне Откровение, и уверовали в Иисуса из Назарета, как во Христа. Что значит уверовали? То, что поверили Ему и приняли явленную Им систему ценностей, приняли ценности Бога и Его Царства как основу бытия, как то, что должно быть. Мы были слепы, но прозрели; заблуждались, но узнали истину. Ситуация немного напоминает фильм «Матрица» - то, что казалось истинной реальностью, оказалось миражом, а реальность на самом деле совершенно иная. Благодаря совершившемуся прозрению мы поняли, что являемся пленниками, ибо не можем выйти за пределы этого мира, сколь бы отвратительным таковой ни был. Мучительность осознания этого положения усугубляется собственной греховностью. Так что оснований для сокрушённости сердца хватает. Если бы мы были брошены на произвол судьбы, то всё было бы очень скверно, потому что самим выбраться из круга зла невозможно. Но мы не брошены. Господь пребывает среди Своего народа, побуждая смотреть не столько на самих себя, сколько на Бога. И вот, мы смотрим не на своё вгоняющее в депрессию паскудство, а на вдохновляющую на благую жизнь Божью святость. Бог даёт нам возможность пребывать с Ним и в Нём, укрепляя и ободряя средствами благодати, посредством которых действует в нас. Для чего нужны средства благодати? Для того, чтобы проникаться Господним светом, ощущать Его присутствие в своей жизни и, самое главное, понимать, что мы уже не принадлежим миру, не являемся его достоянием. Мы – достояние Христа, мы народ Бога, мы Его дети, мы Его избранные, мы - наследники и участники Его Царства! Что для человека самое главное? Состояние души, внутренняя свобода. Внутренне свободный человек остаётся свободным даже в лагере, в то время как раб останется рабом даже на троне. Христос пришёл, чтобы освободить нас и даровать нам именно внутреннюю свободу, которая меняет отношение ко всему внешнему, потому что свободный человек вне зависимости от обстоятельств идёт по жизни с поднятой головой и прямой спиной. Такое возможно потому, что Господь не оставляет нас, мы сильны Его силой. И если сами по себе мы можем очень мало, то с Господом можем очень много. Процитировав пророчество Исайи, Господь сказал, что в Нём таковое исполнилось. Однако сие исполнение не прекратилось с Его Вознесением, оно совершается и сегодня, причём простирается даже за пределы видимого мира, потому что впереди – Второе Пришествие, в котором всё, сегодня исполнившееся лишь отчасти, исполнится вполне. Когда Христос придёт, мы окончательно прозреем, ибо будем видеть Его лицом к лицу; плен греха окончится, потому что нынешний мир со всей его скверной закончится навсегда. А вместе с ним закончатся и наши мучения, вызванные необходимостью соприкосновения со злом. Настанет Царство Бога, в котором не будет места для сокрушённости, потому что Бог будет всё во всём и, как было возвещено евангелисту Иоанну, «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
Время Адвента побуждает глядеть не только в прошлое и в будущее. Оно побуждает сосредоточиться и на настоящем, взглянуть на себя, подумать о том, можешь ли ты встретить Христа с радостью, действительно ли ждёшь Его. И если чувствуешь, что мысль о Его Пришествии вызывает не радость, а страх, и что хорошо бы, чтобы Он пока не приходил, то нужно как можно быстрее посредством покаяния исправить то, что мешает ожидать Его с надлежащим чувством. Так что с одной стороны время Адвента – это время покаяния. А с другой стороны это время радости, потому что для Господних верных обетование о пришествии Христа – источник радости и надежды. И если даже сейчас мы радуемся тому отблеску Божьего Царства, к которому имеем возможность прикоснуться, то как же будем радоваться, когда это Царство придёт в силе и славе! Мир обращён в сегодняшний день, мы обращены в завтрашний. Для безбожников и врагов креста этот день будет днём ужаса, ибо рухнет то, что было содержанием их бытия, а для Божьих верных он будет днём радости, потому что мы окончательно и навсегда станем свободными. Вот почему, смотря в этот завтрашний день и ожидая его с нетерпением, мы от всего сердца говорим Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
01 Декабря 2024 - 1-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
03 Декабря 2023 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2022 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2020 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2019 - 1 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2018 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор Д. Лотов)