МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Декабря 2024 года
1-е Воскресенье Адвента
Луки 4:14-30
14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19. проповедовать лето Господне благоприятное».
20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что, мы слышали, было в Капернауме».
24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29. и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
Сегодня, в 1-е Воскресенье Адвента перед нами весьма интересный отрывок из Евангелия от Луки. Признаюсь Вам, лично для меня на ранних стадиях изучения Библии этот отрывок представлял существенную трудность. Посмотрите: Иисус приходит в свой родной Назарет и в местной синагоге, используя текст пророка Исайи, прямо свидетельствует о Себе как о пришедшем Мессии. И в этот момент Иисус в центре внимания: "...глаза всех в синагоге были устремлены на Него" - говорит Евангелист Лука (4:20).
Почему же этот отрывок из Луки так непросто истолковать? Потому что очень странно наблюдать за тем, как люди, которые ещё несколько минут назад были готовы признать в Иисусе Мессию, разгневались на Него настолько, что готовы были этого Мессию уничтожить. Поэтому давайте посмотрим подробнее, что происходит в этом отрывке и попробуем понять причины такого поведения народа.
Итак, Иисус приходит в назаретскую синагогу и по обычаю встаёт читать книгу пророка Исайи. Вот те строки, которые он находит и читает перед всем народом: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Луки 4:18-19, ср: Исаия 61:1-3).
Здесь необходимо небольшое лингвистическое пояснение. Когда говорится: "(Господь) помазал Меня благовествовать нищим" - речь идёт именно о служении Мессии как царя, поскольку помазание елеем (маслом) было обязательной частью ритуала по возведению царя на трон. А когда говорится о "лете Господнем благоприятном" - речь идёт об известном ещё со времен странствования иудеев по пустыне обычае т.н. "Юбилейного года", в течение которого все рабы в земле избранного народа должны быть освобождены и возвратиться в свои дома (Левит 25:1-16). Публичное объявление этого Юбилейного года ("проповедовать" в данном случае означает также "публично говорить", "возвещать") было почётной обязанностью священников.
Таким образом, когда Иисус говорит: "... Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Луки 4:21), он вполне недвусмысленно относит мессианское пророчество Исайи к Самому Себе. И народ в синагоге действительно видит, что произошло нечто из ряда во выходящее: "И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его". Православный экзегет проф. Лопухин [1] полагает, что смысл этой фразы в следующем: люди понимают, осознают и подтверждают, что доходившие до них слухи о чудесном служении Христа ("Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем" - ст. 15) действительно истинны. Они "дивились словам благодати, исходившим из уст Его" - т.е. внимали Его благим речам.
То есть, вот что мы видим в итоге: Иисус недвусмысленно заявляет о Себе как о Мессии. И самое главное: возвещает народу о том спасении, исцелении и освобождении, которое принёс им Мессия. Он пришёл: "исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...". И народ, внимающий словам Иисуса, кажется, находится уже буквально в шаге от того, чтобы признать в Иисусе того самого Мессию.
Однако вдруг, буквально несколькими стихами позже... что мы видим? Народ так взбешён словами Иисуса, что готов Его убить: "У... все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его" (Луки 4:28-29).
И вот вопрос: что же такое произошло? Почему народ в синагоге был буквально в шаге от признании Иисуса Мессией, но затем вдруг хочет Его убить? Что пошло не так?
Ответ на этот вопрос мы найдём если внимательнее посмотрим на те обстоятельства, в которых всё это происходило. Народу Иисус, напрямую заявивший о Своём мессианстве говорит: «конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме»" (Луки 4:23).
Всё дело в том, что в те времена Капернаум был городом преимущественно языческим. И судя по этому отрывку, прежде чем прийти в назаретскую синагогу, Иисус совершил в Капернауме немалые чудеса. А в те времена иудеи полагали, что статус Божьего избранного народа делает их выше и качественно лучше язычников. Язычников они считали людьми второго сорта, с которыми не рекомендовалось общаться или даже садиться за один стол.
И вот, судя по всему, благочестивые посетители синагоги рассуждали так: если уж Мессия совершил такие чудеса в языческом городе, то здесь, среди Избранного народа Он должен совершить что-то не менее масштабное! И таким образом посыл их был такой: «Если уж ты (Иисус) действительно Мессия - сделай для нас какое-нибудь чудо не хуже тех, что сделал для язычников. Если ты Мессия - покажи нам, что мы не хуже их!».
И поэтому поистине справедлив тот выпад против них, который Иисус делает далее: "...Никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина" (Луки 4:24-27)
Иисус приводит примеры из Ветхого Завета, в которых Господь по Своей неизреченной милости заботиться не только об иудеях, но также и о язычниках, о тех, кто по крови не имел отношения к Избранному народу. Например, тот же сириец Нееман - генетически не был потомком Авраама, но по милости Божией очистился от проказы, поверив словам Елисея (4 Царств 5:1-14).
И таким образом Иисус показывает: то освобождение и прозрение, которое Он принёс как Мессия - Он принёс всему человечеству, а не только одному конкретному народу, даже если этот народ избран Самим Богом. Спасительная миссия Христа универсальна, её просто невозможно сдержать в каких- то узких этнических рамках.
И вот именно это так злит людей в синагоге. Их злит то, что Иисус, как некоторые сейчас говорят, "сбивает корону с их головы". И "сбивает" Он ту самую "корону" веры в собственное величие, собственную значимость, собственную "эксклюзивность", избранность. И это злит посетителей синагоги настолько, что они уже готовы расправиться с тем, кого они ещё недавно слушали как пришедшего Мессию, который принёс освобождение, прозрение и спасение!
Итак, вот мы и нашли причину такой молниеносной перемены в поведении: люди были настолько замкнуты в своём мелком экслюзивизме (проще говоря, в своём чувстве "исключительности"), что собрались убить даже Самого Мессию, как только Он поколебал их веру в собственное величие. Мессия "сбил с их головы корону" и за это они хотят с ним расправиться. Очевидно, такая "корона" собственного величия и исключительности на голове - это приятно.
Настолько приятно, что даже Самого пришедшего Спасителя можно отвергнуть и попытаться сбросить со скалы.
О чём этот эпизод говорит нам с Вами, дорогие братья и сёстры?
Священное Писание учит нас, что Божье избрание - факт вполне реальный. Члены Божьего народа, Христовой Церкви на страницах Нового Завета неоднократно называются избранными (см. напр.: Матфея 24:24). Однако, если Бог избирает кого бы то ни было - это всегда избрание для определённой цели, определённой миссии. Это избрание, налагающее на избранных ответственность за то, что они делают в этом мире.
И это Божье избрание не следует понимать так, будто оно делает избранных как-то качественно лучше всех остальных. И уж тем более, не следует думать, что это Избрание даёт избранным какие-то особые привилегии, особый статус в нашем грешном мире, так что "избранные" имеют право смотреть на "не-избранных" как на людей второго сорта. Потому что такое понимание избранности воспитывает в людях самомнение, гордыню и завышенное ощущение собственной значимости. И именно такое понимание избранности способно поистине сыграть с людьми злую шутку - что мы и видим на примере тех самых людей из назаретской синагоги. К ним - избранным Божьим - приходит Настоящий Мессия, однако, этот Мессия сбивает венцы собственного величия и собственной значимости с их гордых голов. Поэтому они считают возможным не просто отвергнуть Мессию, но даже пытаются его убить.
Другими словами: их ощущение собственной значимости, их собственное коллективное эго настолько преобладает в их жизни, что заглушает голос Самого Живого Мессии. И возвещённая в свое время устами Исайи весть об освобождении пленных, прозрении для слепых, свободе для узников - всё это не находит отклика в их сердцах. Потому что они не могут понять и вместить, что тот дар спасения и освобождения, которое принёс Мессия - Он принёс для всего человечества. И что каждый человек, независимо от своего этнического происхождения способен приобщиться к этому дару через веру в Иисуса Христа.
Однако, мы ведь, дорогие братья и сёстры - не иудеи начала I в. н.э. Относятся ли все эти предупреждения и увещевания к нам с Вами? Думаю да, относятся. Потому что, увы, мы часто встречаем среди христиан (в том числе и среди наших единоверцев) отношение к христианам других исповедания как неким "христианам второго сорта". Только наше, дескать, христианство является настоящим правильным, а эти, "другие" - находятся на более низкой "стадии духовного развития".
Есть по этому поводу неплохой анекдот. Некий человек попадает в Царствие Небесное и выясняет, что Царствие это разбито на своего рода зоны, в которых пребывают христиане разных исповеданий. И ангел, показывающий ему Божьей Царствие, говорит: "Вот здесь у нас христиане такого-то исповедания, а вот здесь - верующие такого-то исповедания... А вот здесь у нас - партия наиортодоксальнейших ультраортодоксов. Только, пожалуйста, вблизи их зоны говорите потише: они уверены, что кроме них в Небесном Царствии никого нет!".
Разумеется, все мы верим, что именно наша версия христианства является истинной. Уверен, именно так же думают христиане любых других исповеданий, напр. те же православные, римо-католики, протестанты и т.д. Однако, если мы полагаем, что наша версия христианства позволяет нам свысока смотреть на других христиан - боюсь, во время Второго Пришествия Христа нас может ждать неприятный сюрприз. Как бы Господу Христу, придя, не пришлось сбивать с наших голов короны нашей собственной гордыни, собственной значимости, венцы нашего собственного большого эго!
Мессия пришёл чтобы "...исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" - и это Дар Спасения доступен всем, кто уверует в Иисуса Христа как Единородного Божьего Сына и примет Его как своего Господа и Спасителя. А такие люди есть среди христиан всех исповеданий.
А потому, дорогие братья и сёстры, эпизод в назаретской синагоге, который мы рассматривали сегодня - хороший урок для всех нас. Урок, о котором мы должны помнить особенно сейчас, во время Адвента. Потому что в церковной традиции Адвент - это не только период подготовки к Рождеству, это также и период поста. А настоящий пост - это не время диетических упражнений. Это время, когда необходимо обратить взор в собственную душу, оценить свою жизнь в свете Божьего Слова. И в свете того, что мы с Вами сегодня услышали, каждому из нас, дорогие братья и сёстры, следует наблюдать за собой: каковы наши внутренние убеждения и мотивация наших действий? Не живёт ли в наших сердцах та самая гордыня, то самое ощущение собственной значимости, которые исходят из такого превратного понимания Божьего Избрания? Не считаем ли мы себя выше всех остальных? Например, выше других христиан? Или, например, выше людей из других народов и племён?
Если мы, подобно посетителям назаретской синагоге замкнёмся в нашем эксклюзивизме, в нашем чувстве собственного величия и значимости, то мы вполне можем так же как и они оказаться глухи и невосприимчивы к словам Самого Пришедшего Христа, который словами Исайи говорит о Своём Спасительном служении: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
03 Декабря 2023 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2022 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
28 Ноября 2021 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2020 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2019 - 1 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2018 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
03 Декабря 2017 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор Д. Лотов)