МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Декабря 2017 года

1 воскресенье Адвента


Лк.10, 23-24 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

По милости Божией мы вступили в новый церковный год, начинающийся именно сегодня, в 1-ое воскресенье Адвента. В связи с этим мне подумалось, что когда люди празднуют новый год, то всегда надеются на то, что в этом новом году их жизнь будет лучше, чем в уходящем. Традиционно произносимые слова «с новым счастьем» выражают надежды на лучшее будущее. В советские годы правители страны активно обещали, что это самое лучшее будущее непременно наступит, причём очень скоро. Пожалуй, всех в этом отношении превзошёл Хрущёв, заявивший, что современное ему поколение будет жить уже при коммунизме. Они говорили и обещали, а светлое будущее не только не наступало, но даже никаких признаков его не было. Окончилось сие весьма плачевно – развалом не только политической системы, но и государства, социальной и политической деградацией. Надо сказать, что в перспективах упомянутого светлого будущего ничего плохого не было. Оно действительно должно было быть лучше существовавшей на тот момент действительности, так что многие хотели бы его увидеть, дожить до его наступления. Хотели, но не вышло. И все имели возможность лишний раз убедиться в том, что человеческим обещаниям верить нельзя. Не потому что люди негодяи, преднамеренно вводящие ближних в заблуждение, а просто потому, что им свойственно переоценивать свои силы и обещать то, что они не в состоянии сделать. В отличие от людей, Бог исполняет Свои обещания, сколь бы невероятными таковые ни казались. Однако, так как у Него совершенно иной счёт времени, сроки исполнения могут быть весьма значительные. Вот, например, пророк Исайя, у которого находится большинство пророчеств о грядущем Мессии, жил за 8 веков до Его Пришествия. Пророчества о Мессии есть и у других пророков Ветхого Завета, но все они жили минимум за 400 лет до Рождества Христова. Они знали, что предсказанное непременно исполнится, ибо таково Слово Божие, но не имели никакого представления о том, когда именно это свершиться. В таком же положении находились люди, слышавшие эти пророчества. И вот представьте: народ угнетён, в стране поочерёдно властвуют вавилоняне, персы, сирийцы и, наконец, римляне. Времена самостоятельности, независимости давно прошли. На таком фоне обетования о грядущем Мессии, который должен принести освобождение, заключить с народом Божиим Новый Завет, приобретают совершенно особое значение. Его ждут, но поколения проходят, а Его всё нет. Как это ужасно: знать, что Мессия будет, ожидать Его, и так и умереть, не дождавшись. Однако, обетования Божьи непреложны, предсказанное совершилось. Ученики видят и общаются с Тем, о Ком говорили пророки. Именно поэтому и говорит им Иисус: «сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Ученики и все, соприка-савшиеся с Иисусом во время Его земного служения, жили в эпоху исполнения, о которой мечтали многие. Но сии многие не дождались, а ученики обрели то, о чём люди прошлого могли только мечтать. Поэтому они должны чувствовать, насколько им повезло, должны чувствовать, как говорится, важность момента. А теперь вопрос: насколько сказанное Иисусом актуально для нас, если учесть, что мы не принадлежим к числу самовидцев Спасителя? На этот вопрос можно правильно ответить только в том случае, если иметь в виду перспективу Второго Пришествия, о которой напоминает нам само название этого периода Церковного года, ибо слово “adventus” означает «пришествие, прибытие». Вспоминая о Первом Пришествии, мы ожидаем Пришествия Второго. В его перспективе наше положение в значительной степени похоже на времена пророков. Мы точно знаем, что должно совершиться Второе Пришествие, не сомневаемся в том, что оно совершится, но, судя по всему, оно совершится не при нашей жизни. Это тяжко. Тяжко, потому что хочется увидеть Христа во славе. Хочется увидеть Христа, вершащего суд; Христа, кладущего конец человеческому беззаконию и мерзости! Хочется увидеть открывающееся Царство Божие, где всё будет иначе, где исполнится въяве то, что сегодня мы носим внутри себя. Хочется увидеть, как ныне сокрытый свет Царства станет явным. Реальность Второго Пришествия несёт верующим во Христа великие блага! Не случайно Иисус заповедал верным, что когда они увидят признаки Второго Пришествия сбывающимися, то должны поднять головы и распрямиться, потому что приближается их освобождение. Мы не знаем, когда именно это случится, но случится непременно, потому что, в отличие от человеческих, Божественные обещания непреложны, что можно видеть на примере уже совершившегося Первого Пришествия. И именно потому, что оно совершилось, мы можем распрямиться и радоваться уже сегодня, потому что Христос уже пришёл в этот мир, уже даровал нам Святое Евангелие, и мы уже имеем возможность жить по Новому Завету. А когда человек живёт по Новому Завету, он исполняется Святого Духа и становится пригодными для грядущего в силе и славе Божьего Царства - когда бы таковое ни пришло. Поэтому, подобно апостолам, мы должны ценить время, в которое живём.

Возможность жить в единстве со Христом, черпая силы в Его Первом Пришествии, в Его присутствии среди верных является, если так можно выразиться, общехристианской причиной ценить именно нынешнее время. А у нас, как живущих в России именно сейчас, есть ещё одна причина: мы имеем возможность свободно исповедовать свою веру. Совсем недавно за это отправляли в лагеря или в психушки, а в некоторых странах, например в Северной Корее, и сейчас отправляют. Более того. Есть страны типа Объединённых Арабских Эмиратов, где за исповедание Христа убивают. Причём убивают отнюдь не отморозки из «Исламского государства» - таково государственное законодательство. Мы имеем возможность свободно исповедовать свою веру, а между тем гонения на Церковь ширятся. Говоря о гонениях на христиан, люди думают о временах Нерона и Диоклетиана, но нынешнее время превзошло их, причём этот факт уже официально признан на уровне ООН. Наши гонимые братья были бы счастливы иметь то, что имеем мы – возможность беспрепятственно посещать богослужения, слушать Слово и причащаться. И вполне можно сказать, что мы – блаженны, потому что имеем всё это. «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». А если блаженны, то что из этого следует? Что надо ценить имеемую возможность. Ценить и активно пользоваться, радуясь каждому дню, когда она есть. Потому что неизвестно, сколько она продлится. Ибо прежде всего мир непредсказуем, а кроме того неизвестно, наступит ли лично для тебя завтрашний день. Вспомним наших единоверцев в Российской империи. У них было всё: красивые церкви, церковные дома, значительные средства. Могли ли они представить, что настанет день, когда это всё будет у них отнято? Впрочем, 6 лет назад мы тоже имели возможность почувствовать, что значит иметь многое, а потом без этого много остаться. Но, в отличие от наших единоверцев из 1930-х годов, у нас осталось самое главное – возможность беспрепятственно собираться для участия в Слове и Таинстве. И знаете, когда выяснилось, что, несмотря ни на что, эта возможность у нас существует, все очень активно ею пользовались. А потом, когда жизнь вошла в ровную колею, активность поубавилась: кто-то придёт раз в три недели, а кто-то и раз в полгода появится. Это не упрёк, а сожаление, потому что Господь даёт какую-то возможность, а ты не пользуешься ею, то тем самым ты пренебрегаешь Его милостью. «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».

Ученики не просто ходили со Христом и наслаждались благом, которое было им дано. На них возлагалось определённое поручение. И нам благо от Господа тоже дано не просто так, потому что и у нас есть поручение – возвещать милость Божью. А чтобы возвещать, надо ощутить её самому; чтобы ощутить, нужно получить, а чтобы получить, нужно придти туда, где она даётся – в общение верных, в собрание народа Божия. Нам дана такая возможность. Нам дана возможность, которой многие другие не имеют, хотя хотели бы иметь. Так воспользуемся ею. Ведь, даже если мы не станем свидетелями Второго Пришествия, мы всё равно предстанем пред Богом. И нам придётся дать ответ, как мы использовали данные нам дары и возможности. Поэтому, пока ещё есть время, будем пользоваться тем, что дал нам Господь, дабы в свой час встретиться с Ним в радости, а не в страхе и вместе со всеми святыми и избранными войти в новое творение – в Царство Божие, которому не будет конца. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Ноября 2016 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2015 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
30 Ноября 2014 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
01 Декабря 2013 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
02 Декабря 2012 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
27 Ноября 2011 - 1 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
29 Ноября 2009 - 1 воскресенье адвента (Пастор  Д. Лотов)