МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Февраля 2013 года
Estomihi
Проповедь сегодняшнего дня произносится на стихи из Евангелия от Луки глава 18,31-43:
«31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и свершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом.
32. Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оплюют Его,
33. и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны; и они не разумели сказанного.
35. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36. и, услышав, что мимо проходит народ, спросил: что это такое?
37. Ему сказали, что Иисус Назорей идёт.
38. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня.
39. Шедшие впереди, заставляли его молчать, но он ещё громче кричал: Сын Давидов! Помилуй меня.
40. Иисус, остановившись, велел позвать его к Себе; и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41. Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! Чтобы мне прозреть.
42. Иисус сказал ему: Прозри! Вера твоя спасла тебя.
43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Дорогие Братья и Сестры,
Сегодняшнее воскресенье в нашем церковном календаре называется Quinqagesimae (квинкуагезимае). Это третье и последнее воскресенье перед началом Страстного времени. Для нас - времени покаяния и поста. На следующей неделе наступает «Пепельная среда» - Achemittwoch, которая знаменует собой начало этого периода в нашей христианской жизни. Мы можем сказать, что, согласно «численному» названию сегодняшнего дня – 50, до Пасхи Господней остаётся примерно 50 дней.
Прекрасно! Кое-кто уже, возможно, ощущает запах пасхальных пирогов и шум веселья…. Но не лучше ли подумать о том, что три воскресенья: Septuagesimae, Sexagesimaе, Quingagesimae, или 70, 60 и 50 дней до Пасхи, как тяжелая поступь шагов каменной статуи Командора, приближают нас ко дню трагедии человечества: дню суда и смерти? Смерти того, Кто пришел избавить нас от грехов и расплаты за них - нашей смерти. Смерти того, Кто мог бы махнуть рукой на грешное, погрязшее во всех пороках человечество, но Кто САМ предпочёл добровольно отдать за нас Свою драгоценную жизнь! Так давайте же спросим вновь себя: прошли ли мы необходимую подготовку в прошлые два воскресенья? Коснулись ли нашего сердца слова Иисуса о Его предстоящей смерти? Устремлены ли и наши взгляды на последний путь Иисуса, Который идёт вверх, в Иерусалим, к КРЕСТУ, где и должно «совершиться всё написанное»? Или нас больше беспокоят иные, личные переживания: страдания, которые мы познали; заботы, связанные с нашей повседневной жизнью и деятельностью; холодная зима этого года; слухи о предстоящих изменениях в мирских законах; международная обстановка?
Братья и сестры,
Когда я готовился к сегодняшней проповеди, то в одном из изданий Библии я прочитал такой перевод стиха Лк. 18,31: «вот мы входим в Иерусалим». Сначала мне это показалось мне правильным, точнее привычным слуху и взгляду. Ведь Иисус Христос с учениками должен был ВХОДИТЬ в город. Входить, так как там Его уже ждут толпы народа с пальмовыми ветвями в руках! Но что-то тревожило меня. И, сверившись с переводом аналогичных текстов в Евангелиях от Матфея (20,17) и Марка (10,32-33), а так же в других изданиях Ев. От Луки (18,31), я увидел, что современный перевод упростил текст: во всех остальных изданиях, а также в немецком переводе Д-ра Мартина Лютера стоит: «Вот, мы ВОСХОДИМ в Иерусалим»! И это не только констатация географического фактора. Действительно, Иерусалим расположен на горе Сион и поэтому путники, подходя к городу, должны были «восходить» по дороге, проложенной по склонам горы. Сам Храм и дворец царя Ирода, окруженные мощными стенами, возвышались так же и над городом и слыли неприступной крепостью в те стародавние времена. Но Голгофа - место выбранное для казни разбойников и прочих преступников, возвышалась над всем и была (в назидание и устрашение всех иных людей) видна со всех точек Иерусалима времени Иисуса! Мне лично не посчастливилось посетить Иерусалим, я видел эти места только в документальных или в художественных фильмах, но те люди, которые побывали там, могут подтвердить, что последний , «крестный» путь Иисуса идёт вверх и вверх.
А пока Иисус идёт из Галилеи к Иерусалиму…. Ученики, окружающие Его, встревожены. Ведь Иисус уже в третий раз говорит им о том, что ожидает Его: «предадут язычникам; и поругаются над Ним, и оскорбят Его. И оплюют Его, и будут бить, и убьют его2 (Лк. 18,32-33)…. Первосвященники и книжники «осудят Его на смерть» (Мф. 20,18). Как спокойно и открыто говорит ученикам Иисус эти страшные слова! Он готов пострадать за них и за всех людей!
А что же ученики? Они ничего из этого не поняли и «слова сии были для них сокровенны» (Лк. 18,34). Однако, кое-кто из них поспешил «успеть» позаботиться и о себе. Так сыновья Зеведеевы Иаков-старший и Иоанн, а также их мать Саломия стали просить о почётных местах – справа и слева от Иисуса, когда «Он станет в славе Своей» (Мф. 20,20-23; Мк. 10,35-40)!
Вот и Пётр, боясь за себя и отозвав Иисуса в сторону, стал прекословить Ему, убеждая не ходить в Иерусалим, на что Иисус отвечает ему: «Отойди прочь, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но человеческое» (Мк. 8, 32). Человеческая натура слаба и ненадежна.
У Бога всё по-другому! Наверное, поэтому сегодняшнее воскресенье имеет ещё одно название: Estomihi. Это первое слово латинского текста стиха Псалма 30,3: «Будь мне каменной твердыней»! Автор этого псалма знает, что он в руках Творца во все времена. Подобным же образом молился на кресте и Иисус (сравните Пс. 30,6 и Лк. 23,46). Исторически достоверно, что этот псалом был также и предсмертной молитвой Мартина Лютера.
Братья и Сестры.
Из всех синоптических Евангелий только у Луки,18 следом за строками о третьем возвещении Иисусом Своей кончины идут строки о слепом, которого встретил Господь в Иерихоне, по дороге в Иерусалим. У Евангелистов Матфея и Марка эти две истории находятся в разных местах повествования. Лука же, соединив эти рассказы в один раздел, (что особенно хорошо видно в немецком переводе Н.З. Мартина Лютера), невольно заостряет наше внимание на противопоставлении точек сознания людей. С одной стороны, «зрячие» ученики, которые столько времени провели с Господом Иисусом, слушали Его речи и разъяснения, учились у Него, оказываются «слепыми»: они опять ничего не понимают и не разумеют! Не понимают. Что Спаситель говорит им о Своих предстоящих страданиях, смерти и воскресении. Они не осознают также, что этот путь для Иисуса предопределил Сам Бог Отец. Они не только ничего не понимают, но и ничего не предпринимают, чтобы, вникнув в сокровенное, освободиться от своей слепоты. Они пропускают мимо ушей даже слова: «и совершится всё написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Лк. 18,35)! Путь, который Бог предопределил Своему Единородному Сыну, сокрыт от их глаз и сознания…..
А что же слепой у Иерихона?! Он ЗНАЕТ, что слеп, что не в его силах самостоятельно излечиться от слепоты. Но он слышал о Иисусе, о чудесах, которые Тот совершает. Он - его последняя надежда. И несчастный связывает её только на возможность встречи с Господом! Поэтому, услышав, что в толпе, проходившей мимо него, находится Иисус, слепой предпринимает всё возможное, чтобы Спаситель обратил на него внимание и излечил его. Он кричит: «Сын Давидов! Помилуй меня». Он кричит всё громче, игнорируя усилия людей, которые пытаются заставить его замолчать! Слепой призывает на помощь Господа Иисуса, так как признаёт своё полное бессилие. Это его последний шанс! И эти попытки не пропали впустую: Иисус всегда слышит нашу мольбу. Он просит окружающих дать возможность слепому подойти к Нему. Конечно Иисус может сделать многое. Но слепой имеет лишь одну просьбу: «Господи! Чтобы мне прозреть». ПРОЗРЕТЬ! Видеть всё глазами Иисуса!
Возлюбленные в Господе,
Вот, что делает великая и искренняя вера: «и он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18,43). А теперь давайте спросим себя: в желании стать «праведниками и истинными христианами», не становимся ли и мы сами порой «слепыми» в отношении пути, который приготовил для каждого из нас Бог?
А, может, мы зачастую вообще не задумываемся над тем, что для нас есть ПУТЬ БОЖИЙ? Читая и изучая Библию сегодня, мы не всегда понимаем и часто не одобряем поступки и сознание людей, живших во времена Иисуса и не осознавших значение для человечества прихода Мессии. У нас перед ними есть преимущество: мы смотрим на эти страшные события с другой стороны – с факта свершившейся Пасхи Господней и Его воскресения из мёртвых! Ведь, как и слепой у Иерихона, как псалмопевец Давид (автор Пс. 30), теперь мы полагаемся на Бога, как «на каменную твердыню». Полагаемся, но сами, к глубокому сожалению, не всегда становимся частицей этой твердыни - крепости ВЕРЫ.
И в этой связи мне хочется поделиться с вами одним переживанием. Недавно, в телевизионной программе Андрея Малахова «Пусть говорят» (21 и 31 января 2013г.), рассказывали об одной женщине. Верующей женщине. Женщине не христианке, а о мусульманке. Её зовут Гульсум. Четыре года назад (2008) в турецком городе Анталья, активно посещаемом в последнее время нашими туристами, произошла автомобильная авария, в результате которой пострадал один молодой человек. Он получил настолько обширные травмы, что турецкие врачи практически собирали его по кусочкам и по косточкам. Пациент остался жив, но у него отнялась речь, затруднена работа мозга, потеряны рефлексы и атрофированы конечности. И вот эта женщина, Гульсум, которая тогда находилась в этой больнице, потому что ухаживала за своей родственницей, увидела этого парня. Возраст больного, предположительно 20-25 лет. Самой женщине 45 – 50 (на вид), у неё трое сыновей (26,19 и 14), она разведена. История этого беспомощного юноши, о котором никто не наводил справок, произвела не неё глубокое впечатление. Гульсум, посоветовавшись с сыновьями, взяла больного к себе домой. Вся семья стала заботиться о нём. Надо отметить, что эта семья не купается в роскоши, скорее, в тот момент, они находились в весьма стеснённых обстоятельствах. Но надо видеть, сколько любви, ласки, внимания уделяют они своему неожиданному постояльцу. Гульсум и её сыновья считают несчастного юношу подарком от Бога и ещё одним испытанием глубины Веры их семьи. Даже разведённый муж Гульсум принимает участие в возвращении Умута («Надежда», как они стали называть парня), к жизни. Каждый день, по 2 часа, утром и вечером, этот мужчина делает массаж рук, ног, тела. Четыре года с верой в Бога и любовью они отдают Умуту своё время и силы. Ведь всё, что они знают, это то, что парень – русский! И Бог стал для них «каменной твердыней»! Гульсум получает неожиданную поддержку тогда, когда, как кажется, уже нет выхода. И вот уже Умут начинает реагировать, его руки и ноги стали рефлексировать. Эта жизненная история вызывала у меня большую радость и удивление. Вот уж поистине проявление Любви, о которой говорит Ап. Павел (1 Кор. 13,3-4)!! Вот пример, как Бог дал возможность и необходимость контакта людей различных религий для спасения жизни «одного из малых сих» (Мф. 18,6.10). Вот вам и ещё один ответ на вопрос: «Кто мой ближний»? Очень горько осознавать, что четыре года со стороны госорганов России или её граждан не было ни одного запроса о судьбе этого юноши! Потерялся ЧЕЛОВЕК, ну и что?! Но теперь, после первой передачи, откликнулось несколько семей, признавших в Умуте своего исчезнувшего сына.
Братья и Сестры!
Часто и мы с вами бываем подавлены бедностью, нищетой, болезнями и страданиями, в том числе касающимися непосредственно и нас самих. Часто наши планы рушатся, принося нам большие разочарования. Что же делать?
А может мы просто «слепы»? Давайте же и мы, как и слепой из Иерихона, просто доверимся Господу и воззовём к Нему: «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня»! И тогда Иисус снимет с нас слепоту. Лишь только тот, кто целиком довериться Иисусу, будет правильно видеть, понимать, разуметь. У Бога всё, что ни случается – имеет свой смысл. Мы всегда в руках у Иисуса. И Он приведёт нас к конечной цели – СПАСЕНИЮ! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
19 Февраля 2023 - Esto Mihi (Пастор Е. Романенко)
27 Февраля 2022 - Esto mihi (Пастор Е. Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Пастор Е. Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)