МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Февраля 2018 года

ESTOMICHI / Quinquagesima


ДОРОГА НА КРЕСТ….

Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего небесного и Господа Иисуса Христа! Аминь.
Дорогие Братья и Сестры,
Каждому из нас, наверное, приходилось на себе ощущать, как быстро летит отпущенное нам время: ещё совсем недавно шумели весёлые Рождественские и Новогодние праздники; за ними пришло и «Богоявление»…. А вот уже прошло и два воскресенья: «70 дней - Septuagesima»… , «60 дней - Sexagesima», показывающих сколько осталось до праздника Пасхи Христовой! Сегодня мы отмечаем воскресенье «Quinquagesima» - 50-дней до дня Пасхи Христовой! Конечно, такой отсчёт числа дней, остающихся до тех или иных определённых дат, является относительным: простая (элементарная) арифметика наглядно покажет ошибку в этих наших определениях таких дат. Ведь мы всегда проводим (даём названия и отсчитываем) наши Богослужения по воскресным дням, привязывая их к, установленному нами же, количеству недель в Церковном календаре. Но в неделе – стабильно 7 дней! И, при этом, числа 60, 50, 40 не делятся на число 7 без остатка!! Всё элементарно. Но эти погрешности лежат в пределах допустимого с точки зрения математиков, а в глазах верующих тем более не имеют значения. Ведь главное – суть, содержание, истинное значение, вносимое в такое Богослужение! В этом году у нас – «ранняя» Пасха. Этот праздник Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия, выпадает на 1-е апреля. Вместе с тем, сегодняшняя дата в нашем Церковном календаре имеет и другое название – «Estomichi». Смысл этого латинского слова раскрывается в словах: «Будь мне каменной твердыней, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Псалом 30,3). Но может ли что-либо и когда-либо сооруженное или созданное руками или разумом человека дать такую гарантию?! Рушатся самые «безопасные» строения, захватываются неприятелем и разрушаются самые неприступные крепости, преодолеваются самые хитроумные инженерные сооружения…. Вернёмся опять к тексту этого Псалма на латинском языке: «Estomichi, Deo…» - вот как оно звучит! «Будь мне, Боже…». Вот этот ключ к истокам нашей защиты от всех врагов и напастей наших: «Deo…» - «Бог, Господь наш»!

Возлюбленные в Господе, Братья и Сестры,
Темы и порядок всех этих трёх последних воскресных Богослужений подготавливали нас к атмосфере времени наступления заключительного периода в земном служении Господа Иисуса Христа – Страстной недели. Недели страданий и крестной смерти нашего Спасителя и Искупителя…. К времени Его мук и смерти, которые Он принял вместо нас (и за нас), грешников…. Возможно, именно такими словами молился Господь Иисус, когда Он, подвергаясь всем этим страшным мукам, обратился к Своему Небесному Отцу и просил у Него поддержки и сил… «Estomichi, Deo Patri»…. Не о Себе скорбит и плачет Иисус! Ведь Сыну Божьему открыто сокровенное, то, о чём не догадываются ещё Его ученики…. То, о чём плакал Иисус, входя в последний раз в Иерусалим! О Божьей каре за события, которые произойдут уже вскоре. За такой неправедный суд над Ним, за Его крестную смерть. То, чего не хотят знать и во что не хотят поверить первосвященники, учителя Закона и властители Иудеи и Израиля, эти цари земные: совсем скоро благополучный, могущественный, богатый Иерусалим падёт и будет разрушен римскими войсками, будет сравнён с землёй…. И это неотвратимо! Это – кара за упрямое непослушание Богу, кара, о которой не раз возвещали им и всему населению Израиля и Иудей посланцы Бога, Его ГОЛОС, Его пророки! И никакие приносимые в величественном иерусалимском Храме великолепные дары и обильные жертвы не помогут избежать этого наказания. От Бога не скроешься и не откупишься!

Послушаем, что говорил пророк Амос (Амос 5,21-24):
ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ:
«21. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
22. Если вознесёте Мне всесожжения и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.
23. Удали от Меня шум песен твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
24. Пусть, как вода, течёт суд, и правда – как сильный поток!»
Да благословит Господь слова эти в сердцах наших. Аминь.

Велик и славен Господь Бог, Который может послать пророком Своим любого представителя человечества! Удивительна судьба пророка Амоса, человека жившего в VIII веке до Р.Х. Это было время, когда некогда (во времена царя Соломона) могущественное государство Израиль, уже разделилось на два, всё еще независимые, богатые и сильные Царства: Иудея (южное) и Израиль (северное). Между ними ещё царили мирные отношения и они пока ещё не столкнулись с серьёзной угрозой вторжения ассирийских войск. Сам Амос был уроженцем Фекое (1,1), небольшого селения, находившегося недалеко от Иерусалима и Вифлеема. Это был простой человек труда: он пас стада, разводил скот, собирал фрукты (сикиморы). Однако, он хорошо знал историю своего и других народов (1,3 – 2,3). А его многочисленные ссылки на Завет Божий, приводимые в тесте, говорят нам о прекрасном знании Закона и пророков. Вероятно поэтому, Всевышний Бог и призвал Амоса к пророческому служению. Его служение проходило, главным образом, в Израильском царстве, однако, его пророчества обличали также и грехи иудеев. Ведь Господь через Своих пророков указывает как на проступки целых народов, так и на грехи каждого отдельного человека, где бы тот не находился! Для нас особенно интересно, что все предсказания Амоса были известны не в «устной форме», как у многих малых пророков, (что, тем самым, позволяло бы усомниться в них), но сохранились в письменном виде, так же как и труды его современников – пророков Исайи и Осии. Как уже было сказано, в это время оба царства процветали, благодаря милости Господа Бога, который 40 лет охранял Свой народ от внешних врагов. Однако, такая безбедная жизнь приводила израильтян и иудеев к ложной самооценке и отдалению от истинного источника человеческого счастья и величия – от Бога Творца! Поэтому Господь и предупреждал Израиль через Своего пророка Амоса о предстоящем голоде, засухе, различных бедствиях и грядущих военных поражениях. Однако, Его народ упорно отказывался видеть в этом руку Божию! И Божья кара не могла не последовать и прообраз её нашёл отражение в пророчествах , предвещавших массовое разорение и последующее изгнание с родных земель и горький многолетний плен….

Дорогие Братья и Сестры,
Все чтения нашего сегодняшнего Богослужения удивительным образом сложились в мозаику событий, подготавливающих нас, верующих людей, к предстоящему через три дня событию, которое издавна неизменно отмечается в нашей Лютеранской Церкви. Наступает время Великого Поста. И мы подходим к нему, стараясь честно и непредвзято заглянуть себе в сердце, вспоминая нашу жизнь и свои поступки в прошедшие дни, слушая свою Совесть, тот внутренний голос, который не даёт нам быть спокойными. Ведь мы все, УВЫ! (явно или тайно), но всегда грешим…. Голос, который обличает нас, не оказавших кому-то во время посильную помощь, не поддержавших «упавшего», отказавших кому-то в доверии. Нас, не сдержавшихся порой в своих отрицательных эмоциях, не…, не…, не сделавших многое из того, что, как у христиан, должно быть для нас естественным. И напротив, сотворивших много чего не подобающего ученикам Иисуса Христа.

Этот грядущий День , знаменующий начало Страстного времени Господа Иисуса Христа, называется у нас «Ashermittwoch» - «Пепельная Среда». В давние времена люди, сопереживавшие чьему-либо горю или сами переживавшие такую ситуацию, посыпали себе голову пеплом и прахом, символизируя тем самым своё ничтожество и никчемность своего земного бытия (жизни). Мы же эти 40, последующих после Пепельной Среды, дней посвящаем стремлению очистить свои души от лишнего, обременительного, «житейской грязи», чтобы предоставить в нашей душе как можно больше места для всего чистого, светлого, живительного, что милостиво и с большой любовью посылает нам Господь Иисус через Святого Духа. Эти 40 Дней до начала непосредственно самой «Страстной недели страданий Господа нашего», так же напоминают нам о 40 днях, в течении которых Господь Иисус постился и «был искушаем дьяволом» в пустыне (Мф. 4,2), о 40 днях Моисея (Исх. 24,18) и Илии (3 Царств 19,8), когда они стояли перед Богом, следовали Его голосу и, через пост, противостояли искушениям.

Возлюбленные в Господе!
Давайте вспомним ещё раз о чём говорило нам сегодня Слово Божие. Через пророка Исайю, нам показан «пост» неугодный Богу: подчёркивая внешне СВОЁ буквальное «исполнение поста», люди продолжают ссориться, заставляют других непосильно трудиться, «дерзкою рукою» бьют их (Ис. 58,3-4). А Богу угоден ДРУГОЙ пост: когда человек томит свою душу, отпускает угнетённых на свободу и, вообще, расторгает всякое ярмо, делит хлеб и имущество своё с бедными, скитающимися, больными, бедными! В 13 главе 1-го Послания Коринфянам, Апостол Павел говорит, что все наши дары, знания и дела не имеют и не приносят людям никакой пользы, если в нас нет ЛЮБВИ. Любви бескорыстной! Такой, какой нас оделял и оделяет Спаситель Иисус (1 Кор. 13,1-13)! Евангелист Марк (Мк. 8,31-38), нам рассказывает, как Иисус открывал ученикам Своим тот путь, который предстояло пройти Ему, чтобы «пострадать за людей» и, тем самым, освободить их от греха, очистить, дать новую возможность быть в неразрывном контакте с Богом Творцом, Богом Отцом Его и нашим, А нам «быть уже не рабами, а стать детьми Небесного Отца, а между собой - Братьями и Сестрами». Господь говорил, наставлял, разъяснял…, но ученики «не разумели сих слов, а спросить его боялись» (Мф. 20,17-19; Мк.8,32; Мк. 10,32-34; Лк. 9,21-22; 43-45; Лк. 18,31-34). А мы с вами разве не похожи ли на Его «неразумных» учеников в таких случаях? И это совсем не повод нам «гордиться» такой «схожестью»! Конечно, теперь мы находимся в более «выигрышном» положении, чем ученики Иисуса, потому что мы уже знаем, что за страданиями и смертью Иисуса из Назарета, Мессии, последовали Его Воскресение из мёртвых и победа над злом, Смертью и Адом! Однако, я часто ловлю себя на мысли, а не впадаем ли мы в нашем этом знании, как и люди, жившие во времена пророка Амоса, в такие же искушения, которые царили тогда и, к сожалению, сохранились до наших дней? Ведь и в наше время процветают идолопоклонство, ложная религиозность народа, при которой «внешняя», «показная» сторона религии становится преобладающей, но «бездуховной» нормой , а «внутренняя», «глубинная» сущность, ядро и суть религии выхолащивается! И, наряду с этим, требования относительно безусловного и полного выполнения всяких ритуалов и традиций ещё больше ужесточаются! А в то же время повсюду на земле царит жестокость, несправедливость, насилие…. Разве Богу-Творцу, создавшему человека по образу и подобию Своему, Творцу, Который один лишь является верховным и единственным Господом всего живого и не живого, Судье неподкупному и справедливому нужны такие «жертвоприношения, всесожжения, хлебные дары и гимны»? Однако, при всём этом Он остаётся любящим нас Богом, Который отдал Сына своего, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но приобрёл Жизнь Вечную! А всего-то Ему надо, чтобы мы, грешники, «взыскивали Его и были живы» (Амос 5,41 – сравните с 1 Тим. 2.3-6а).

Дорогая Община,
Желаю и нам всем всегда, а не только во время Великого Поста, устремляться к Богу, оставаться на путях Его, молить Его о прощении, страдать с Господом Иисусом и верить в наше воскресение и грядущей встрече у ног Его, Его в Небесном Царстве! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Гарри Азикова 11.02.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)