МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Февраля 2017 года

Quinquagesimae


1 Кор, 13
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

В среду предстоящей недели начнётся Великий Пост – время покаяния, духовных размышлений и молитв, направленных на осмысление своей жизни в свете Слова Божия, на возрастание в вере, на возрастание во Святом Духе, на приближение ко Христу. В связи с этим важный вопрос: на что следует обратить особое внимание? Что может действительно, а не мнимо приблизить нас к Господу? Ответ находим у Павла в сегодняшнем чтении из Первого Послания к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Итак, любовь.

Любовь есть наивысшая из христианских добродетелей, ибо, как указывает нам евангелист Иоанн, она является сущностью Бога. Соответственно, она есть главная составляющая жизни во Христе, без которой всё остальное не имеет ценности, а, следовательно, становится не нужным, бесполезным. Но о какой именно любви идёт речь? Любви к родителям, или к друзьям или ещё какой-то? Это существенный вопрос, потому что очевидно, что любить совершенно постороннего человека, как члена семьи невозможно. А если невозможно, то как же быть – ведь в этом случае во всех остальных добродетелях нет никакой пользы! Такого рода вопросы неоднократно звучали и со стороны наших прихожан, обеспокоенных как раз тем, что совершенно невозможно любить всех одинаково. Но не надо беспокоиться, потому что одинаковости и не требуется. Проблема в том, что русский язык для обозначения понятия «любовь» имеет только одно слово, в то время как греческий - четыре и смысл их очень различен. Эрос - любовь чувственная; сторге – любовь к родине, родителей к детям и детей к родителям; филия – любовь к друзьям, братская и, наконец, та любовь, о которой говорит Апостол – agape – та самая, которая и является главной сущностью Бога. Смысл христианства в возрастании в богоподобии, в максимальном приближении к Богу, о чём сказал Господь: «Будьте святы, потому что Я – свят». Так в чём же мы должны возрастать? Что такое agape?

Божественную любовь можно выразить понятием «непреодолимая благожелательность» - чувство, побуждающее к действию во благо ближних вне зависимости от их личных качеств и встречного отношения. Воззрим на Христа, явившего миру совершенную любовь. Ради кого Он претерпел всевозможные унижения, кому Он проповедовал, кому предложил вечную жизнь, ради кого Он взошёл на Голгофу? Ради достойных людей, пребывающих в праведном житии? Нет. Ради грешников. В том числе ради тех, кто тащил Его по крестному пути; ради тех, кто, не ведая, что творит, распинал Его. Он взошёл на крест ради тех, кто Его не знал, а то и не хотел знать. Достаточно вспомнить, что даже Его собственные братья не веровали в Него. Люди таковы, что не было никаких оснований брать на Себя грехи мира. Кроме одного – любви, действующей не благодаря заслугам, а вопреки недостаткам. Эту же любовь, непреодолимую благожелательность, Он являет и сегодня, ибо всегда готов принять грешника, даровать ему прощение, очистить, сохранить, помочь дойти до врат вечности… Вот что такое agape, любовь Бога, в которой мы, как ученики Христа, призваны возрастать, чтобы ответить Господу на Его любовь. Но чем можем ответить, чем можем воздать? Да и может ли человек хоть чем-то воздать Богу?

Что есть человек в сравнении с Божиим величием? Чем можно воздать Богу, когда всё, что есть в этом мире, принадлежит Ему? Именно поэтому столь бессмысленна практика жертвоприношений - она свидетельствует о непонимании масштабов Божьего величия. Тем не менее, воздаяние со стороны человека возможно – только не прямое, а, если можно так выразиться, косвенное. Мы воздаём Богу не прямо, а через ближних, ибо Бог наделяет нас Своими дарами не для возврата, а для передачи другим. Вспомним притчу о талантах, которые нужно было не зарывать в землю, чтобы потом вернуть в неприкосновенности, но пускать в оборот и получать прибыль. Именно сие надлежит делать с являемой Богом любовью – преисполнившись ею, прочувствовав её, дать её другим. Если этого нет, то христианство уже не христианство, а нечто иное, ибо говорит Апостол: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто». Ничто, потому что именно любовь является побудительной силой для служения. Если же её нет, то служение становится чисто внешним делом, лишённым внутреннего основания, телом без души. Об этом «ничто» почему-то постоянно забывают, почему мы и видим христиан разных исповеданий, готовых порвать друг другу глотки; видим христиан в быту, ведущих себя совершенно непристойно, являющих не любовь, а грубость и полнейшее безразличие к ближнему. Вот реальный пример без называния конкретных имён – приходит в общину человек в бедственном положении, просит о помощи, причём отнюдь не о миллионах, а о поддержке намного более простой и доступной, даже не о финансовой. Ему говорят – не нужен ты тут такой и ничего мы для тебя не будем делать, потому что ты не из нашей общины. Так вот, зачем нужна такая община и кому она нужна? Государству для статистики наверное да, но Богу не особенно, потому что в ней любви, нет Его сущности. Проблема только в том, что впоследствии такие вот люди будут вопить, что они уже спасены, что они достойны и т.д. Да ничего вы не достойны! И как вы войдёте в Царство Божие, если в вас нет Божественной сущности? Вы же просто не сможете там находиться! Вот о чём стоит думать накануне поста, и во время поста, и вообще всегда, потому что в любви можно и нужно совершенствоваться постоянно, дабы не оказаться недостойным. Но при этом не ударяться в другую крайность, ибо любовь агапе – это не слюнявое всепрощение. Бог, любя нас, остерегает, а порою и наказывает, когда видит, что идём не туда, что можем навредить себе. То же самое актуально и в отношении ближних, ибо мы призваны искать их пользы, служить им и иметь заинтересованность в их спасении, подобно тому, как Господь заинтересован в нашем. Заинтересованность в спасении, а не безразличие к тому, спасутся они или погибнут. Как говорится в Книге Притчей, кто жалеет розги, тот ненавидит сына своего.

Нет ничего важнее уподобления Богу. Именно оно делает человека пригодным для вхождения в Небесное Царство, в новое творение, где Бог есть всё во всём. И уподобление сие отнюдь не в начётничестве, не в исполнении обрядов, а именно в агапе, Божественной любви, не ищущей ничего непреодолимой благожелательности, побуждающей к жертвенному служению. Разумеется, мы сейчас не в состоянии в полной мере понять и оценить Божественную сущность, ибо видим её, как выразился Павел, «как бы сквозь тусклое стекло», но настанет момент, когда всё станет явным и очевидным – великий момент вхождения в Царство, пришедшее в силе и славе. Однако, будущее творится в настоящем, поэтому, до тех пор, пока пребываем на этой земле, будем совершенствоваться в любви, памятуя слова Апостола: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Февраля 2022 - Esto mihi (Диакон  Е.Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)