МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Февраля 2010 года

ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI


1 Кор 13,1-13

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Дорогие братья и сестры!

Любите ли Вы кого-нибудь? Любит ли Вас кто-нибудь? Если это так, то, наверное, Вы чувствуете себя очень счастливыми. Слово «любовь» относится к наиболее употребительных в христианской, в церковной среде. А сегодня 14-е февраля и оттого это слово без устали повторяется СМИ. Повсюду только и разговоров, что о любви. А все из-за того, что день памяти св. мученика и священника Валентина, верного служителя Христова, получившего венец мученичества во время гонения на христиан в Риме при Диоклетиане, превратили в день безудержной торговли сувенирами. Данные о земном пути Валентина весьма скупы, мы даже не знаем год его казни. Усилиями ловких специалистов по продажам его сделали «ответственным» за влюбленных. Этот день стал праздником для торговцев, ведь «валентинки» расходятся на ура! Сам св. Валентин и не догадывался о своем счастье, что ему поручат отвечать за влюбленных в масштабе планеты.

У греков было четыре слова для обозначения разного вида любви. Эрос – для любви чувственной, имеющей своей целью сексуальное наслаждение и удовлетворение. Стоика – любовь, основанная на общих интересах, Филия – любовь друзей, товарищеская любовь, Агапе – любовь совершенная, безусловная, чистая, жертвенная. В сегодняшнем чтении речь идет о последнем роде любви. Любите ли Вы кого-нибудь, дорогие братья и сестры? Если да, то Вам должно быть знакомо жгучее желание предстать перед любимым человеком в самом выгодном свете – заботливым и внимательным, умным и образованным, привлекательным внешне и интересным собеседником. Разве не волнуемся мы перед ответственным свиданием, не торчим перед зеркалом по часу, не составляем список возможных тем для разговора, как это делала героиня фильма «Тариф на лунный свет»? Вы хотите любить по-настоящему и быть любимым? А Бога Вы любите? Вы хотите быть любимым Им? Тогда слушайте, что говорит нам Бог: Вы хотите быть в глазах любимого интересным собеседником? «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание….но нет любви – то я – ничто» Это про начитанность, образование и интересного собеседника…. Как же так? Ответ ниже: «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем», все наше знание – ОТЧАСТИ.

Тогда быть может, для Бога имеет значение сила нашей веры? «и если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто». Значит, даже такая вера не имеет достаточно веса в очах Божиих.

Может быть, надо вспомнить, что вера без дел мертва? Ну конечно, каритативное христианское делание, труды ради нуждающихся ближних наших! И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». В самом деле, как часто бывает, что за так называемыми делами милосердия стоит вопиющий эгоизм, самодовольство и тихая, скрытая, а оттого еще более опасная для души гордость своим милосердием!

Но может быть, венец мученичества и есть тот самый знак, по которому узнается любовь? Ведь сказано в Писании «Нет больше той любви, как ….» Но и тут нас подстерегает разочарование: «И если я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Значит, и за мученичеством может скрываться совсем не любовь!

Так какая же она – эта любовь, перевешивающая все особо почитавшиеся в Коринфе духовные дары – говорение на языках, пророчество, дела милосердия, непоколебимая вера, мученическая смерть?? Об этом читаем: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Если Вы любите кого-нибудь в своей жизни – попробуйте подставить в этот текст вместо слова «любовь» свое собственное имя и спросить себя – правда ли то, что у Вас получится? Чувствуете фальшь? Ну, конечно! Бог есть любовь! Попробуйте подставить вместо Вашего имени самое главное на свете имя – Иисус Христос! Теперь все правильно! Получилось краткое жизнеописание Иисуса.

А что же с нашей любовью? Вы любите, но ревнуете? Вы любите, но подозреваете и доверяете не до конца? Любите, но терпения не хватает, и Вы раздражаетесь? Вы любите, но чувствуете, как с каждым днем любовь Ваша слабеет? Неудивительно! Апостол пишет: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно». Наша ревность – не есть ли она проявление младенчества в любви, когда желание обладать перевешивает все остальное? А не в том ли причина относительно низкой ценности нашего познания, что мы не видим окружающий нас мир именно таким, КАКОЙ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ? Апостол не случайно вспоминает о зеркале. Мы о нем тоже сегодня вспоминали. Вот только сравнение Павла может нам, сегодняшним, показаться непонятным. Просто нужно вспомнить, что зеркалом в те времена служила полированная металлическая пластина, в лучшем случае дававшая возможность увидеть контуры отражения…. Вот и смотрим мы по выражению Ап. Павла лишь на контуры всего сущего. Господи, что же нам тогда делать, чтобы не быть «медью звенящей, кимвалом, ничем….»? Что же у нас остается, если все – включая знание, духовные дары, сильная делами вера – все ничто в отсутствие любви?!?! Помните – с подстановкой имени Иисуса в эту главу все сошлось. Слово Апостолу Павлу: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». А если у нас ее нет – такой, как описывает Апостол? Пусть нет пока! Но зато у нас есть Тот, Кто Сам любовь! Потому что Он – Бог, по любви к нам, падшему роду человеческому, не погнушался стать человеком, терпеть унижение, насмешки, плевки, издевательства римлян, клевету иудеев, не погнушался за нас умереть самой мучительной и позорной казнью, какая только была в римской империи… Какое еще доказательство Его любви нас убедит? Какой еще знак нам от Него нужен? И если мы, недальновидные, не умеющие любить, завистливые, недобрые, потерявшие жизненные ориентиры, постоянно хнычущие оттого, что нам чего-то не хватает, самолюбивые и хвастливые, но ЛЮБИМЫЕ дети Божии, придем к Нему, пребывающему ныне с Отцом и Духом во славе, и смиренно попросим Его – воплотившееся Слово Божие, воплотившуюся Любовь Божию и нас научить любить по–настоящему – неужели Он откажет нам? Нет, потому что Бог праведен и истинен, у Него не остается тщетным никакое слово, а Он Сам сказал нам – придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас!» А что может нас больше огорчить и обременить, чем отсутствие в нашем сердце настоящей любви, о которой тоскуем, к которой стремимся и которой желаем, а достичь не можем.

А поэтому все, что было и, возможно, все еще есть в нашей жизни ненастоящего, неискреннего, Иисус может превратить в настоящую любовь – силою Своей Любви, силою Святого Духа. Нам нужно только позволить Ему сделать это, открывшись Его благодати. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Февраля 2022 - Esto mihi (Диакон  Е.Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)