МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Февраля 2022 года

Esto mihi


Марка 10:35-45
35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою;
44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

В 1971 в африканской стране Уганде пришел к власти генерал Иди Амин. Впоследствии он прославился на весь мир как кровавый диктатор, палач и людоед. Но Амин был известен также и тем, что очень любил получать ордена и требовал себе исключительных почестей. В его официальном полном титуле, среди прочего, встречались и такие звания: «Его Превосходительство Пожизненный Президент», «Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности» и даже «Повелитель всех зверей на земле и рыб в море».

Думаю, не нужно быть специалистом в области психологии, чтобы на основании этих титулов сделать однозначный вывод: чувство собственной важности, или, как сейчас говорят, «эго» у этого человека было просто гигантское. Очевидно, что самого себя Амин ощущал кем-то вроде африканского племенного божества, только в масштабах всей страны. И ощущая себя таковым, он установил в стране кровавую диктатуру, силой подавлял оппозицию, расстреливал и пытал собственных сограждан. А некоторых из своих политических противников — даже употреблял в пищу. И вот эти самые громкие титулы, которыми Амин сам себя и наградил, свидетельствуют о его огромных амбициях и его непомерном стремлении к власти. А вот что такое власть?

Современные философские словари определяют власть как способность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Однако, мне кажется, что амбиции африканского диктатора шли намного дальше: он стремился не просто к навязыванию своей воли кому бы то ни было, но к тому, чтобы целая страна и все ее население находились под его личным контролем; к тому чтобы распоряжаться своими согражданами: их временем, силами, имуществом, а иногда даже жизнями и свободой. Не просто встать выше других, но и использовать этих других как инструменты для достижения своих личных целей. И надо сказать, что стремление к такого рода власти — явление нередкое среди людей века сего. Даже, казалось бы, наше «просвященное» время богато диктаторами, которые считают себя исключительными личностями, полубогами; которые считают себя полноправными хозяевами целых стран и всех граждан этих стран.

Но это диктаторы. А что же мы, христиане? Такую ли форму отношений предусмотрел Христос для своих учеников и для своей Церкви? И вообще, если поставить вопрос немного шире: как следует относиться к власти ученикам Христа? Посмотрим на сегодняшний текст из Евангелия от Марка, который мы только что услышали. Иисус со своими учениками идет в Иерусалим. По дороге Он открывает им, что произойдет с Сыном Человеческим — Он будет осужден на смерть и убит, но в третий день — воскреснет из мертвых.

И очевидно, что некоторые из учеников понимают: что бы ни произошло в Иерусалиме, они все на пороге какого-то грозного и страшного события, во время которого вопрос с мессианством Иисуса решится раз и навсегда. А Мессия в представлениях иудеев того времени был победоносным вождем, обличенным великой властью, который должен был восстановить Царство Израиля. А если так — то почему бы не попробовать заранее заполучить себе удобное место рядом с этим Мессией, не дожидаясь, пока Он явится во всей своей Царственной Славе? И вот Иаков Зеведеев его брат Иоанн говорят учителю: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Марка 10:37).

И тут Спасителю приходится подостудить пыл учеников: во-первых, если они уж так захотели мессианской славы — они должны понимать, каким страшным будет путь к этой Славе. Понимают ли они, через какой кошмар (я имею ввиду арест, казнь и смерть на кресте) Мессии предстоит пройти? И готовы ли они пройти такой же путь? «Сможете ли пить чашу, которую я пью и креститься крещением, которым я крещусь?» (Марка 10:37).

И даже когда они самонадеянно отвечают «можем» (видимо, все же, не совсем понимая, что именно Христу предстоит!), Господь считает нужным преподать им еще один урок. И этот урок касается как раз того, как христиане — то есть Его ученики — должны относиться к перспективе быть первыми среди прочих, к перспективе начальствовать и властвовать. И Он показывает ученикам, что сами их представления о власти и о том, что с ней связано им следует пересмотреть: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:42-45).

Что особенно важно для нас в этих словах Спасителя?
Первое, что следует усвоить: христианин должен относиться к власти как к своему служению, как к труду на благо других людей. Как я уже сказал ранее, для людей века сего власть это прежде всего господство. Это такая форма отношений, в которой вышестоящие не просто влияют на нижестоящих, но считают себя полноправными хозяевами этих нижестоящих. В таких властных отношениях, типичных для века сего, люди становятся не более, чем орудиями в руках властелина. И властелин полагает себя в праве делать с людьми все, что сочтет нужным. Сильные мира сего считают что могут владеть людьми, использовать людей, а не трудиться для блага этих людей. В такой форме отношений, как хорошо сформулировал в свое время немецкий философ Иммануил Кант, другие люди становятся для властвующего не целью, а средством. Средством для достижения собственных целей. А иногда и средством для реализации собственных амбиций, возможностью потешить свое честолюбие.
Иисус предлагает своим ученикам совершенно иную модель отношений: если ваше положение в иерархии выше положения других людей, вы призваны служить этим людям, а не владеть ими. Эти жизнь, свобода, благополучие других людей — все это должно стать для вас целью, а не средством. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» - Господь даже не предлагает, а предписывает нам этот простой, но удивительный по своей силе принцип. Если ты хочешь стать выше других людей, если хочешь первенствовать — думай прежде всего о том, чтобы послужить другим людям, чтобы заботиться об их благе.
Второе, на что следует обратить внимание. Иисус говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою». То есть: именно такая форма властных отношений должна быть в христианской церкви, среди учеников Христа. Тот, кто хочет занимать первенствующее положение — например, руководителя в христианской общине или руководителя всей церкви — должен делом служить тем, кем он руководит. Должен быть готов понести не только свое бремя, но и бремя других. Заботиться прежде всего об их благе и об их интересах, а не о своих. При этом, обратите внимание, нельзя сказать, что Иисус - анархист. Он не отменяет институт власти вообще — в Церкви или где бы то ни было еще. Но он показывает, как тот, кто обличен властью, тот кто первенствует должен относиться к своему высокому положению. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» - именно такой порядок взаимоотношений должен быть в Церкви Христовой, среди учеников Христа.
Причем, дорогие братья и сестры, здесь есть еще и третий очень важный пункт. Это служение первенствующего, о котором говорит Спаситель — это даже больше, чем просто рутинная работа на благо других. Это должно быть жертвенное служение, служение с полной самоотдачей. Почему? Потому что пример такого служения показал нам Христос: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45).

В своем служении первенствующий (руководитель, человек обладающий властью) должен брать пример с нашего спасителя Иисуса Христа. Потому что Единородный Божий Сын, который стоит выше всего творения стал ради нас ничего не стоящим рабом, умер ради нас позорной и страшной смертью, приняв на Себя наши грехи на кресте Голгофы. И именно эта страшная и позорная смерть стала наивысшей точной Его земного служения. Христос не погнушался ради нас до конца пройти страшный крестный путь, так чтобы всякий кто уверует в Него не погиб, но имел вечную жизнь (Иоанна 3:14-16). И вот именно с Иисуса Христа нам всем, включая людей обличенных властью, следует брать пример. Это должно быть такое служение, при котором христианин всецело посвящает себя тем, кому он служит — подобно тому, как Христос всецело посвятил себя служению нам, грешным людям. Это служение при котором христианин несет бремена других, потому что Христос в свое время понес и наше бремя — бремя наших грехов.

Однако, касаются ли эти слова Христа только тех из христиан, которые занимают руководящие посты в Христовой Церкви? И вот здесь, дорогие братья и сестры, нужно задуматься о том, каким образом эти слова Христа относятся к каждому из нас. Быть может, и среди нас (а также среди тех, кто меня сейчас слушает) есть люди, обладающие властью. Возможно, у некоторых из нас есть подчиненные на работе; ученики в школе или, наконец, дети дома. Так вот, если христианин так или иначе обладает властью, его задача — воспринимать власть как возможность быть всем слугою, т.е. действовать на благо других людей; а не как на возможность помыкать людьми или распоряжаться ими. Такие злоупотребления властью мы, к несчастью, видим сплошь и рядом. Бывает, например, что родители видят своих детей как средство потешить собственное честолюбие. Особенно это касается родителей-тренеров, которые выращивают из своих детей профессиональных спортсменов. Бывает, что начальники ни во что не ставят своих подчиненных и нещадно их эксплуатируют. Наконец, не редко мы видим, как политики и правители принимают решения, от которых зависят жизни, здоровье и свобода их сограждан, и руководствуются при этом не благом этих сограждан, а своими личными устремлениями и амбициями. Например, стремлением во что бы то ни стало остаться у власти, чтобы и дальше сохранять свой высокий статус, использовать других людей как инструменты достижения своих целей, тешить собственное огромное эго. Тот самый Иди Амин - «повелитель всех зверей за земле и рыб в море» - это только один из таких печальных примеров; я уверен, что другие такие примеры из новой и новейшей истории Вы сами прекрасно знаете. Кстати, открою Вам секрет, такие взгляды Амина на собственное величие в конце концов привели к тому, что этот диктатор Уганды был свергнут в результате военного переворота и умер в изгнании. И даже все звери на земле и рыбы в море не смогли ему помочь.

«Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» - для меня совершенно очевидно, что Иди Амин не прислушивался к этим словам Христа. Если он вообще когда-нибудь прислушивался к чьим-то словам, кроме своих собственных. Но оставим в покое Амина, потому что главный вопрос: прислушиваемся ли к ним мы с Вами? Мы — искупленные Христом, а значит и ученики Христа? Понимаю, что каждый из нас сам для себя должен ответить на этот вопрос. Но слова Христа однозначны: «кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». То есть: если ты поставлен принимать решения от которых зависят, что будут делать другие люди, а иногда даже жизни и здоровье других людей, ты должен воспринимать свое призвание именно как служение людям. А не как пространство, в котором можно использовать людей для достижения собственных целей.

Итак, в заключение. Пусть те из нас, кто начальствует, кто стоит выше других, кто обличен властью — прислушаются к словам Христа. Как, я уверен, прислушались к ним в свое время Иаков и Иоанн, когда захотели если не властвовать, то как минимум первенствовать среди других учеников. И Спаситель не зря остудил их пыл: первенство и власть — это не совсем то, что они себе представляли. Первенство и власть это служение тем, над кем ты властвуешь или начальствуешь: «... Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом».

Об этом следует помнить и каждому из нас, а в особенности тем из нас, кто обличен властью. Тот, кто обладает властью должен воспринимать себя как служитель, как слуга; и он обязан делать все возможное именно для блага тех, над кем он стоит и над кем он властвует. И пример такого жертвенного служения на благо других дал нам именно Христос, отдавший свою жизнь для того, чтобы мы могли обрести прощение грехов и вечную жизнь: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 27.02.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)