МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Марта 2025 года
Esto mihi
Мк.10, 35-45
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Иногда мне кажется, что нет более сложной задачи, нежели преодоление стереотипов сознания. Уж если в мозгах утвердилась какая-то идея или концепция, то изменить таковую невероятно сложно. Причём и в том случае, если это абсолютное заблуждение. Даже Христос имел с этим большие проблемы. Причём возникали таковые не с упёртыми иудейскими начальниками, а с собственными учениками. Не один год Он пребывал с ними в каждодневном общении. Не один год Он объяснял им сущность Своего служения, в т.ч. и тот момент, что Его Царство не от мира сего, да и вообще имеет мало общего с обычным значением этого слова. Не один год Он объяснял им, что пришёл отнюдь не ради решения политических задач текущего момента, а ради спасения людей для вечности. Но не похоже, что они всё это должным образом поняли. Потому что даже перед самым Вознесением не нашли ничего лучшего, как спросить, «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», т.е. не собирается ли Господь восстановить израильскую государственность. Причём не когда-нибудь, а прямо сейчас. Слова Иакова и Иоанна, которые мы сегодня услышали в Евангелии от Марка – ещё одно подтверждение их непонимания как миссии Христа, так и того, что Он приготовил людям. «…дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Логика очевидна. Пусть сейчас их Учитель – бездомный, изгнанный из синагог проповедник. Но потом- то Он будет владычествовать в некоем Царстве. А если так, нужно поспешить занять ближайшие места, стать, по выражению Остапа Бендера, «особами, приближенными к императору». Неудивительно, что остальные ученики вознегодовали: почему эти двое лезут вперёд всех? Чем мы хуже? Мы тоже хотим быть приближенными особами, и прав на это у нас не меньше! Не правда ли, очень типичная ситуация? – Царство, как таковое, ещё не пришло, но места в нём уже делят. Впрочем, ничего удивительного. На любых выборах кандидат на руководящий пост заранее подбирает себе команду, которая займёт места рядом с ним – а тем самым и рядом с кормушкой. Ибо, как сказал, ещё обучаясь в лицее, Пушкин: «Блажен муж иже сидит к каше ближе». Ради этого самого сидения как можно ближе к каше идут на что угодно, потому что пребывание во власти во все времена рассматривалась, как право на обогащение, право на господство над ближними, право на вседозволенность. Эта парадигма мышления господствовала не только в прошлом – она вполне актуальна и сейчас. Посмотрите кругом, почитайте новости – примеров более чем достаточно. Ученики Христа также выросли в этой парадигме, поэтому в желании Иакова и Иоанна нет ничего особенного – оно вполне естественно. Посмотрим ещё раз на этот диалог: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем». Говоря современным языком, мы – одна команда, мы с тобой делим все проблемы, поэтому должны получить соответствующее вознаграждение, разделив не только проблемы, но и величие, власть и славу. Как уже было сказано, для мира тогдашнего, равно как и для сегодняшнего, такое желание вполне нормально и естественно. Но вот только для Христа ничего естественного тут нет. Ведь земная система ценностей и ценности Божьего Царства различны. А ученики Христа отчасти уже пребывают в этом Царстве, потому что Господь сказал им, что Божье Царство внутри них. Следовательно, должны пребывать именно в Божественной, а не в мирской системе ценностей. Что из этого следует?
Основная заповедь, открытая нам Новым Заветом есть заповедь о любви к Богу и ближнему. Практическим выражением этой заповеди является служение Богу через ближних. Это ключевой момент для понимания всего остального, потому что служение исключает какое-либо господство. Образно говоря, как ты можешь господствовать над человеком, которому ежедневно моешь ноги? Служение и господство – понятия абсолютно несовместимые. Христос говорит об этом абсолютно однозначно: «…вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Именно таким должен быть Божий народ, именной такой должна быть Церковь, и именно такой, она, к большому сожалению, не является. Мы видим клириков разных рангов, которые ведут себя не как служители, а именно как господа, а иногда и как дикие баре. Миряне ничем не лучше. Побыли на мессе, вернулись к своим повседневным делам и такое впечатление, что о служении они никогда не слышали. Среди чиновников разных рангов есть немало считающих себя христианами, но почему-то, чем выше ранг, тем больше по своим манерам и образу жизни они похожи на средневековых феодалов. Самое скверное, что другими христианами, не принадлежащими к числу господствующих, всё сие воспринимается как норма, как должное – ведь никто не возражает. Но какое отношение всё сие имеет к пути Христа? Ни малейшего.
«Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Христос, будучи Истинным Богом, не господствовал над людьми, но служил им с полной самоотдачей. Даже тогда, когда Ему это было тяжело. Он всегда был открыт для приходящих к Нему, Он никогда не требовал, чтобы перед Ним унижались и, в конце концов, принёс Себя в жертву за грехи людей. Если мы действительные, а не мнимые ученики Христа, то должны смотреть именно на Него и жить именно в Его духе, не стремясь к господству над ближними и давая жёсткий отпор тем, кто пытается господствовать над нами. От нас не требуется творить чудес, а вот служить ближним мы можем вполне. Не превозноситься над ними, не унижать их, не быть к ним безразличными, но делать для них всё, что в наших силах, прозревая в них лик Распятого Христа, Который «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
19 Февраля 2023 - Esto Mihi (Пастор Е. Романенко)
27 Февраля 2022 - Esto mihi (Пастор Е. Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Пастор Е. Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)