МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Февраля 2010 года

Estomihi – воскресенье перед Великим Постом


Лк.8, 16-18

Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

В Писании попадаются места, при чтении которых возникает чувство противоречия. Одно из таких мест есть и в сегодняшнем чтении. «…нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.». Весь ход истории, да и современная нам действительность свидетельствуют об обратном, в особенности криминальная хроника – значительный процент преступлений остаётся нераскрытым. Однако наличие чувства противоречия или его отсутствие зависят от того, с какой позиции мы воспринимаем слово Христа – с позиции человеческой мудрости или мудрости Божественной. Не далее как в прошлое воскресенье мы говорили о различии между ними – сегодня можем получить этому практическое подтверждение. С позиций мирской мудрости противоречие действительно есть, т.к. в пределах видимого мира сокрытое, если оно хорошо сокрыто, так и остаётся сокрытым. Но с Божественной точки зрения всё выглядит иначе, т.к. для Бога с Его всемогуществом ничего сокрытого не существует. Соответственно, вся наша жизнь явна для Него во всех подробностях – как благих, так и постыдных. И ни одна из этих подробностей не будет забыта или упущена в тот час, когда мы предстанем перед Ним. Ответа перед людьми можно избежать, ответа перед Богом – нет, и это стоит иметь в виду во все дни бытия.

Сказанное сейчас важно, однако не имеет никакого отношения к только что услышанному евангельскому слову, т.к. Господь в данном случае говорит отнюдь не о возможности сокрытия преступлений в жизни преходящий и об ответе за эти преступления на Страшном Суде. Это кстати, хороший пример того, как выхваченной из контекста фразе может быть усвоен совершенно иной смысл в сравнении с изначальным. Но так поступать не должно, ибо мы призваны постигать истину в чистоте. Каков же истинный смысл речённого Господом?

Из контекста всей главы видно, что прежде всего здесь идёт речь о невозможности держать втайне как веру, так и неверие. Дело в том, что вера, т.е. доверие Всевышнему – это не то, что может быть сокрыто. Если таковое есть, то оно неизбежно будет проявляться. То же самое можно сказать и о его отсутствии. Человек может декларировать себя как угодно, но насколько его заявления о самом себе соответствуют действительности? Практическая жизнь обязательно покажет это соответствие или наоборот, несоответствие. Причём как соответствие, так и несоответствие будут проявляться отнюдь не в каких-то великих деяниях, а в мелочах – в действиях, которые ты совершаешь автоматически, совершенно не придавая им значения, но которые, тем не менее, способны сказать о многом. Простой пример. Некоторое время назад один из наших пасторов получил письмо от крупного церковного чина в Германии. Письмо написано 5 января, т.е. накануне праздника Богоявления. Об этом празднике в письме нет ни слова, зато есть поздравление с Новым годом, каковая дата является чисто мирской и с точки зрения Церкви не имеет никакого значения, тем более что Церковный год начинается не с 1 января, а с первого воскресенья Адвента. Мелочь? Мелочь, но показательная. Мелочи, как это ни покажется странным, вообще очень показательны. Одна мелочь, другая – будучи взяты сами по себе, они может быть скажут не так много, но когда они накапливаются, то все вместе дают достаточно точную картину истинной сущности человека. В особенности его духовной сущности.

Почему мелочи так важны и показательны? Именно потому, что человек при их совершении не очень задумывается – многое делается, как сейчас говорят «на автопилоте». А именно в такие моменты и является подлинное естество, подлинный образ мышления. Например, можно тщательно изображать из себя культурного человека. Но если ты на какое-то время перестал себя контролировать и в этот момент не пропустил женщину вперёд, то это значит, что твоя воспитанность показанная, а истинная сущность как была бескультурной, так и осталась таковою. Поэтому при осмыслении своего бытия вообще и духовного в частности, следует обратить внимание на то, как оно реализуется именно в мелочах, ибо таковые есть зеркало нашей души. Что такое христианство? Это образ жизни, при котором человек пребывает в Боге и с Богом. Причём не может быть так, что от 9 до 18 часов человек пребывает с Богом, а в остальное время пребывает вдали от Него. Соответственно, христианство должно проявляться постоянно и во всём. Оно может проявиться в великом, но прежде всего является именно в малом. Более того. Великое без малого невозможно. И не случайно Господь устами персонажа притчи сказал: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». О нас будут судить прежде всего именно по мелочам, по тому, что и как мы делаем в самой обычной рядовой повседневности. Отсюда следует, что в жизни христианина нет ничего неважного или несущественного. А это в свою очередь означает, что нам должно постоянно проверять себя, делая честные выводы и исправляя то, что должно быть исправлено. Причём не стоит забывать, что если мы не делаем о себе никаких выводов, то другие их как раз делают. Соответственно, наши деяния могут способствовать как прославлению имени Христа, так и возрастанию неуважения, пренебрежения и скепсиса по отношению к христианству и Церкви. Из истории православия в России известно о случае, когда миссионер, очень успешно трудившийся среди коренных народов Севера, вдруг полностью прекратил свою деятельность и удалился в монастырь. Его спросили о причинах сего. И он рассказал, что люди, среди которых он подвизался, чрезвычайно глубоко восприняли Слово Божие, действительно положив его в основу бытия. Но потом он привёз большую группу своих пасомых в какой-то местный уездный город, где они увидели всевозможное непотребство. Не какие-то великие грехи, а непотребство на бытовом уровне. И они не смогли понять, каким образом люди, творящие это непотребство, могут считаться верными чадами Церкви. А он понял, что не сможет им этого объяснить.

Жизнь верующего иудея детально регламентируется Законом Моисеевым – вернее сказать, многочисленными комментариями на этот закон. Нет ни одной стороны жизни, которая осталась бы незатронутой ими. Соблюдением указанных предписаний определяется принадлежность к иудаизму. Наша жизнь, если мы действительно веруем, тоже регламентирована. Только не Законом Моисея, а доверием Богу и любовью к Нему и к ближним. И, как уже было сказано, сии доверие и любовь действуют постоянно. Мы призваны к верности Спасителю. Будем помнить об этом призвании и всячески укрепляться в вере, дабы быть верными Богу во всём и всегда. Не нарочито, но просто потому, что иначе поступать не можем. Именно в этом случае мы и станем тем светом, о котором сказал Господь: «Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.».

Сейчас часто можно услышать, что вера – это личное дело человека. Если хочешь – веруй, но не мешай при этом жить другим, т.е. держи свою веру при себе. В сегодняшнем мире это называется толерантностью. Однако, только что услышанные слова Христа говорят как раз об обратном. Вера не может быть личным делом, потому что христианин призван быть светочем миру, зримым свидетельством действия Господней благодати. А так как Богу надлежит повиноваться более, нежели человекам, то мы не должны таиться, не должны каким-либо образом подстраиваться под язычников и неверующих. Наоборот, мы должны быть видимы и заметны. «Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.». Таким образом, вера никак не может быть личным моментом, который следует тщательно скрывать. Она должна рассматриваться, как публичное служение, осуществляемое как словом, так и делом, причём делом в первую очередь, дабы окружающие нас люди могли узреть свет Господней благодати. Если они увидят его, то захотят и услышать о нём. Если же услышат, но не увидят, то разочаруются, отпадут, и Господь взыщет с нас за их отпадение. «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

Пребудем верными Богу в великом и в малом, памятуя, что наша повседневная жизнь должна быть реализацией веры, и что в служении, на которое мы призваны, существенна любая мелочь. Будем возрастать во Святом Духе, дабы наше доверие Христу стало в полном смысле слова образом жизни, и наши действия были духовными во все дни нашего пребывания на этой земле. «Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Февраля 2022 - Esto mihi (Диакон  Е.Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)