МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Февраля 2020 года

Esto mihi


Лк.18, 31-43
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идёт.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Многие политические и, увы, церковные деятели имеют привычку выражаться столь туманно и витиевато, что конечный смысл их речей остаётся совершенно непонятным. Помню одного лютеранского епископа, читавшего 40-минутный доклад на тему «Что такое Евхаристия». По окончании мне хотелось спросить докладчика только об одном: что же такое Евхаристия. Некоторые делают сие совершенно преднамеренно, чтобы уйти от прямого ответа на неудобные вопросы. Иисус никогда так не поступал. Он говорил совершенно ясно, определённо и доступно, потому что Его целью было не только сказать, но и быть услышанным; и не только услышанным, но и правильно понятым. И даже для притчей Господь использовал знакомые и понятные образы из повседневного бытия. Если же что-то оставалось неясным, то Он терпеливо разъяснял значение Своих слов, примером чему может послужить Притча о сеятеле. И вот, перед началом Своего последнего пути в Иерусалим Он говорит ученикам, что Ему там предстоит. «31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, 32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». На мой взгляд, тут всё совершенно однозначно. Но вот для учеников такой однозначности не было. Как сообщает евангелист, «34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного». В какой-то степени их можно понять. Прежде всего, они уже уверовали в Иисуса, как во Христа, как в Мессию, а понятия «Мессия» и «смерть, страдания, унижения» в сознании нормального иудея были несовместимы. Кроме того, Господь творит великие чудеса, ясно свидетельствующие о Его Божественной сущности и силе. Как это может быть совмещено с унижениями, страданиями и смертью, тем более непонятно.

Сила Иисуса действительно творит великие чудеса. В том числе, она исцеляет слепых. Об одном из таких исцелений мы слышали сегодня в святом Евангелии. Но слепота бывает различная: не только физическая, как у того несчастного, о котором повествует евангелист, но и духовная, в которой в описываемый момент пребывали ученики. И право же, неизвестно, что хуже. Слепой понимал, что его состояние ненормально, что он пребывает в бедствии. Поэтому, услышав, что мимо идёт Иисус, он возопил к Нему с такой силой, что был услышан и вылечен. А вот ученики считали, что у них всё нормально. Поэтому они продолжали пребывать в своих заблуждениях, приведших к тому, что когда Господь умер на кресте, их вера исчезла. И лишь Воскресение Христово, а затем Сошествие Св.Духа даровало им прозрение. Вот об этой духовной слепоте я и хотел бы поразмышлять сегодня, в последнее воскресенье перед началом Великого Поста.

Читая Евангелие, мы поражаемся слепоте, можно сказать, даже тупости учеников, которые то и дело не понимали слов и дел своего Учителя. Но стоит ли кидать камни в чужой огород? Намного ли мы понятливее их? Сегодня мы услышали о том, как они не поняли совершенно ясных слов Господа о предстоящих страданиях. А понимают ли нынешние христиане не менее ясные слова Спасителя о сущности Церкви и сущности Нового Завета?

Сейчас в моде опросы случайно выбранных людей разными корреспондентами, сотрудниками центров по изучению общественного мнения и т.д. Так вот, каков будет результат, если провести опрос по теме: «Считаете ли Вы себя нормальным человеком, ведущим нормальную жизнь?». Осмелюсь предположить, что подавляющее большинство ответов будет положительным. Но о какой нормальности может идти речь, если в мире господствует грех? О какой нормальности может идти речь, если нашей повседневной реальностью является зло, творимое отнюдь не демонами, но именно теми самыми людьми, которые считают себя вполне нормальными. В том числе и христианами. Думаю, что каждый из нас, покопавшись в памяти, найдёт немалое число в высшей степени недостойных деяний. Но проблема не в деяниях, как таковых, а в том, что люди приходят в Церковь, считая себя вполне нормальными. И продолжают пребывать в ней в том же убеждении, лежащем в основе соответствующего поведения. Так вот это и есть слепота. Потому что в Писании ясно сказано, что все согрешили и все лишены славы Божией. Все. Но духовно слепые этого не осознают и, считая себя нормальными, пребывают в непоколебимом, исполненным самодовольства спокойствии. И невдомёк им, что с таким настроением в Церкви нечего делать. Почему? Да потому что пребывание в ней ничего не даст. Представьте себе, что слепой, о котором мы прочитали сегодня, полагал бы, что у него всё в порядке и не кричал, взывая к Иисусу, потому как зачем кричать, если всё хорошо? Что бы было в этом случае? Иисус просто прошёл бы мимо и слепой не прозрел бы. Точно также ничего не получит считающий себя нормальным - ничего не получит, потому что молчит. А зачем кричать – ведь всё нормально.

Иисус начинает путь в Иерусалим. Для чего? «…предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, 33 и будут бить, и убьют Его». Для чего всё это? Такова жертва за грехи людей, чтобы они могли очиститься от последствий своего зла и перешли от смерти в жизнь, стали пригодными для Царства Божия. Но жертва Голгофы не действует автоматически просто в силу того, что была принесена. Чтобы она стала жертвой, действующей в отношении лично тебя, ты должен осознать своё бедственное положение, весьма далёкое от всякой нормальности, осознать свою погибшесть, довериться Иисусу и, подобно слепому, со всей силой возопить «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!». Господь милостив. Он никогда не пропускает мимо ушей зов нуждающегося в Нём. И Он даст возможность исцелиться, даст возможность прозреть.

У всякого действия есть последствия. Есть они и у духовного прозрения. Что же таковое принесёт? Оно принесёт с собою как скорбь, так и радость. Почему скорбь? Во-первых, потому что прозревший становится способным увидеть зрелище поражённого грехом мира. С даже чисто человеческой точки зрения таковой часто не выглядит нормальным. Если же смотреть на него глазами Бога, то это ещё более страшное зрелище – сообщество обречённых, отвергающих Небесного Отца, всё глубже погружающихся в пучину греха и идущих к неотвратимой гибели. Во-вторых, прозревший постигает всю бездну собственной греховности. Это очень тяжко, но, как сказано в Писании, «вот, во благо мне была сильная горесть». Именно сие осознание даёт возможность встать на правильный путь и просить Бога о прощении. В «95 тезисах» Лютер написал, что покаяние есть процесс, длящийся на протяжении всей жизни христианина. Почему на протияжении всей жизни, а не одноразово? Потому что Бог поместил нас в ковчег спасения, который должен сохранить верных в предстоящем миру потопе смерти. Но если не держаться постоянно за Его руку, можно быть смытым за борт. Таковы скорби прозревших, но есть и радость, ибо прозрение открывает святость Бога, свет его Царства, возможность пребывания в этом свете, возможность не погибнуть, но спастись для жизни вечной. Благодаря прозрению мы можем обрести мир Божий и последовать за Господом, как это сделал исцелённый Им слепой, как написано: «43 И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога».

Следующее воскресенье будет первым воскресеньем Великого Поста – времени, в которое мы призваны с особой силой сосредоточиться на осмыслении жертвы Спасителя, осмыслении всего произошедшего на Голгофе. А главным смыслом является спасение людей посредством их исцеления от ведущей к смерти духовной слепоты. Поэтому, приходя в общение Церкви, не надо стесняться признать свою неполноценность, стою недостаточность. Тот, кто считает себя здоровым, не будет просить о лечении, а, следовательно, останется вне действия благодати. Не надо стесняться признать, что ты болен. Более того, о своей болезни надо вопить, чтобы быть услышанными Христом – единственным, могущим даровать исцеление. «35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идёт. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его: 41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)