МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Февраля 2016 года

Quinquagesimae


1 Петра, 3, 18-22
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Три воскресенья между временем Богоявления и Великим Постом обычно носят очень сумрачный характер, и тексты Св.Писания, которые читаются в эти дни, показывают, насколько пустыми являются все разговоры о «дешёвой благодати» и лёгком спасении – насколько эти понятия далеки от реальности, существуя только в разгорячённых мозгах протестантских радикалов. Совсем всё не просто и совсем не легко. В результате встаёт вполне логичный вопрос: зачем Богу наше спасение? Нужно ли оно Ему? Как очень точно говорит Псалмопевец, «что есть человек, Господи, что Ты помнишь его?». И в самом деле: зачем Господу возиться с нами, если совершенно очевидно, что мир без нас был бы куда чище и лучше? Да, это совершенно очевидно, но, тем не менее, как ни странно, Богу нужно наше спасение. Бог хочет нашего спасения. Хочет настолько, что частью искупительного служения Христа стало не только благовествование живым, но и умершим, ради чего Он сошёл в царство смерти, о чём сегодня мы услышали в Первом Послании Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Весть об этой части служения Господа чрезвычайно важна, ибо из неё следует несколько важнейших моментов.

Момент первый. К кому сошёл Христос? К умершим. Таким образом, заблуждаются и лжесвидетельствуют люди, утверждающие отсутствие у человека бессмертной души и настаивающие на том, что физическая смерть означает полное небытие личности. Таковых заблуждающихся немало. Перед одним из синодов ELKRAS была даже организована дискуссия на эту тему. Причём не кто-нибудь, а ректор семинарии г-н Тихомиров утверждал, что вышеозначенной души у человека нет. Но если так, то к кому тогда сошёл Христос, кому проповедовал? Следовательно, утверждающие отсутствие души и полное уничтожение личности в момент физической смерти идут напрямую против Св.Писания. Хотя, это и неудивительно. Для современных либералов Св.Писание – не авторитет. Но мы – верные Божии, слушающие Его голос, а не голоса заблудших либералов. Поэтому нам не следует бояться уничтожения личности – Слово Божие свидетельствует нам о том, что бытие не прекращается, но только лишь изменяется.

Момент второй. Ради чего Христос сошёл к умершим? О месте их пребывания, которое Пётр назвал «темницей», откровение Ветхого Завета свидетельствовало, что оно отделено от Бога, от Его милости, которая на умерших не распространяется. Именно поэтому сошествие Христа в царство смерти является частью Его служения спасения – Он разрывает завесу, отделяющую Бога от людей - не только от живых, но от умерших. Посредством служения Спасителя даже усопшие приобщаются к обетованию воскресения. Воистину, у Бога не забыт никто.

Момент третий. Куда сошёл Христос? В место пребывания умерших, поименованное темницей. А что такое темница? Место заключения, но и не более того. Ни место мучений, ни место блаженства. Только лишь место заключения. Отсюда следует, что нет разделения на спасённых и проклятых до Страшного Суда. Лишь тогда, когда таковой совершится, совершится и разделение.

Что из всего этого следует? Прежде всего то, что Бог настолько заинтересован в нашем спасении, что не оставил без надежды даже умерших, живших задолго до Пришествия в мир Христа. Неизвестно, на что именно будет похоже бытие в Божьем Царстве, но очевидно, что Он чрезвычайно хочет видеть нас в нём, потому что весьма заботится о том, чтобы мы этого Царства достигли. Далее. Как уже говорилось, не нужно бояться физической смерти, потому что таковая отнюдь не означает прекращения бытия. Апостол Пётр ясно свидетельствует нам, что таковое продолжается. И как было уже сказано в приведенной цитате из Посланий Павла, бытие не прекращается, но только лишь изменяется. Таким образом, изречение, гласящее, что у Бога все живы, совершенно справедливо, и мы можем освободиться от угнетающего страха смерти – стать от него свободными, обратившись помышлениями не к факту прекращения земного бытия, как таковому, а к результатам означенного бытия, потому что наше грядущее определяется нашим настоящим. Предположение, утверждение, что мы уже спасены, наивно и ошибочно. Мы, если так можно выразиться, являемся кандидатами на спасение, но таковое пока что не совершилось, потому что не совершился Страшный Суд, разделение людей на спасённых и проклятых совершит именно он. Мы являемся участниками пока ещё незавершённого процесса, поэтому надлежит сосредотачиваться на том, чтобы достойно участвовать в нём до самого конца и достичь Небесного Царства. Все предпосылки для этого есть. Прежде всего, Сам Христос хочет, чтобы мы его достигли. И не только хочет, но и протягивает нам руку, чтобы мы могли опереться на неё и пойти к вратам вечности не в одиночку, а с Ним. Это предложение сделано всем. Далее каждый человек имеет возможность эту руку либо принять, либо оттолкнуть. Правда, если оттолкнуть, то никакой надежды на спасение уже не будет, потому что спасение совершается Христом и никем другим. Самое главное, что этот выбор совершается не раз в жизни, а в каждый день. Поэтому в каждый день бытия нужно осмыслять, что и как ты делаешь, принимаешь или отталкиваешь, идёшь со Христом или сам по себе.

Благодаря ясному слову Св.Писания Божьи планы совершенно очевидны, равно как очевидна и непреложность Божественных обетований. Бог в состоянии исполнить всё, что обещает и исполнит непременно. Но Божьи обетования не обращены в никуда, они обращены к нам, они даны нам и, следовательно, если мы хотим, чтобы Бог исполнил Свою часть Завета, мы должны исполнить свою. Самое удивительное, что даже эту свою часть Завета мы исполняем не сами по себе, но с помощью Бога, Который поддерживает нас и помогает нам, и Который сказал всё необходимое для того, чтобы мы могли отрешиться от ненужных страхов. Отрешиться и в единстве с Ним совершать дело спасения, дабы в свой час обрести блаженную вечность в новом творении Его Царства. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 07.02.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Февраля 2022 - Esto mihi (Диакон  Е.Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Диакон  Е.Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)