МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Марта 2019 года

Воскресенье перед Великим Постом


Исаия 52:7-15
7. Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»
8. Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион.
9. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим.
10. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.
11. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!
12. Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас.
13. Вот, Раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
14. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!
15. Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Дорогие братья и сестры,
Однажды мне довелось видеть такую юмористическую сценку: в воскресный день в некоей церкви при множестве народа проповедует пастор. И вот, в проповеди он доходит до самой сердцевины христианской веры: до Евангелия. И вот, он возвещает Евангелие прихожанам: говорит им, что Христос умер за наши грехи.

И вот в этот момент где-то на галерке шепчутся двое прихожан, видимо, из старожилов: «Эх – говорит один другому – вот ведь проповедники пошли! Ничего нового, ничего оригинального предложить не могут! Нет, «умер за наши грехи» - это, конечно, здорово. Но мы это уже столько раз слышали! Вот если бы что-нибудь пооригинальней, поновей…».

Я считаю, это грустная сценка. Но я вполне могу допустить, что в современных церквах такая картина возможна. Почему?

Потому что, к сожалению, Евангелие стало как будто бы «общим местом», как бы приелось, стало обыденным. Приелось настолько, что бывает, его просто «принимают к сведению». А это значит, что после такого поверхностного слышания Евангелия в душах людей не остается никакого осадка.

Примером того, как «приелось» Евангелие о Христе, распятом за нас, может служить и такой факт: христианский крест стал символом, которым, наверное, в нашем мире чаще всего злоупотребляют. Его могут носить либо просто как дань уважения традиции, либо как оберег (талисман) на удачу, совершенно не задумываясь о том, что именно он символизирует и что на этом кресте произошло.

Итак, к сожалению, для многих Евангелие – то есть Благая Весть о прощении наших грехов и искуплении в Иисусе Христе – стало своего рода общим местом, стало почти обыденным фактом. Но означает ли это, что нам следует перестать его проповедовать и переключиться на что-нибудь поинтереснее? Например, на вопросы «духовных скреп», национальной культуры, государственной безопасности? Или вообще поговорить о финансовом процветании христиан? Ну, раз Евангелие так сильно приелось?

Доктор Лютер как-то сказал: «нам нужно слышать Евангелие каждый день, потому что мы каждый день его забываем». Думаю, это хороший ответ на поставленный выше вопрос.

Но давайте поразмышляем вот над чем: как может вообще Евангелие – т.е. та самая Благая Весть о нашем искуплении и прощении наших грехов – быть чем-то обыденным, чем-то тривиальным, приевшимся? Чем-то, что можно просто «принять к сведению»?

Первое. Начнем с того, что Благая Весть – это своего рода вызов. Она действительно бросает вызов нашей обыденной картине мира. Потому, что, во-первых, Благая Весть говорит о событиях, не побоюсь этого слова, космической, вселенской значимости. А во-вторых, соприкасаясь с Благой Вестью, мы соприкасаемся с чем-то совершенно нелепым, наверное, даже нелогичным, абсурдным.

Только вдумайтесь, о чем говорит нам Евангелие: Сам Бог, Творец всех галактик и космических пространств воплощается в человеке и нисходит в этот мир. Это уже есть событие из ряда вон выходящее. Мало того, Сам Творец нисходит в этот мир, для того, чтобы пострадать: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!» (Ис 52:14).

Итак, Сам Бог принимает на себя человеческую плоть (Фил 2:6-7). Такое уже случается не каждый день. Мало того, он попускает, чтобы Его Богочеловеческое лицо было «обезображено паче всякого человека», т.е. как сказано в одном из современных переводов, изуродовано настолько что он «даже на человека не был похож»!

Далее. Сам Бог не просто воплощается, но воплощается для того, чтобы стать объектом насмешек и позора. Чтобы его избили и оплевали. Чтобы он принял позорную смерть. Вдумайтесь, ну ведь это полный абсурд! И это абсурд не только для нас, современных людей, живущих в эпоху «научного и технического прогресса». Это точно так же было абсурдом и для современников Иисуса Христа. И апостолы, которые пошли в мир проповедовать Христа Распятого, прекрасно понимали, что весть о Распятом Мессии – «для Иудеев соблазн, а для эллинов (т.е. язычников) безумие!» (1 Кор 1:22-25).

Логика людей этого мира всегда была достаточно проста: Бог должен явить силу. Иначе он не Бог. Именно такова была логика тех, которые во время распятия Спасителя стояли рядом с крестом и посмеивались: «Если ты Сын Божий – что же не сойдешь с креста?» (Мф 27:40). И, думаю, Господь знал, что у людей этого мира именно такая система ценностей. Что для того чтобы завоевать их сердца и умы, нужно явить силу. Но он не явил ее. Не сошел с креста. Потому, что пришел в этот мир именно для креста.

Пойдем дальше. Бог воплощается, чтобы принять позорную смерть. Мало того, Бог, Святой и Безгрешный (не имеющий на себе греха) воплощается для того, чтобы отдать свою жизнь за тех, кто имеет на себе грех: за грешников, а значит и за каждого из нас. от Вам еще один абсурд: убивать одного совершенно невинного ради многих действительно виновных. В голове не укладывается!

Теперь еще один момент: Сам Бог воплощается не просто для искупления, но еще и для служения тому самому погрязшему во грехе человечеству. Именно об этом мы слышали сегодня в Евангелии от Марка: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Сам Бог служит людям. Причем, в этом служении доходит и до такого самоуничижения, что не стесняется мыть ноги своим ученикам – занятие, которое в древнем мире приличествовало только рабам!

Теперь еще такой момент: Сам Бог во ипостаси Своего Единородного Сына – Иисуса Христа - служит грешному человечеству. Сам Бог принимает на себя грехи людей, умирает за них позорной смертью - и через эту свою смерть он побеждает смерть. Но это победа через поражение. Это тоже не укладывается в рамки обыденной логики. Все равно, что дать чемпионский титул боксеру, которого его противник на глазах у публики только что отправил в нокаут.

А если Вам и этого недостаточно, то Он еще и воскрес из мертвых! Воскрес, я так думаю, нарушив при это все законы обыденной реальности, которые мы можем наблюдать в этом мире.

Одним словом, если сказать более «благообразным» церковным языком, в Евангелии мы соприкасаемся не просто с тайной, а с целым рядом тайн, которые превосходят понимание.

Так вот, после всех этих несуразностей и вызовов нашему обыденному мировоззрению – можем ли мы сказать, что Евангелие – Благая Весть о крестной жертве Иисуса Христа - это нечто тривиальное, нечто обыденное, даже, наверное, нечто скучное?

Конечно же нет! Эта Благая Весть настолько неожиданна, настолько парадоксальна и даже, наверное, нелепа, что я, лично, поражаюсь, насколько точно и метко охарактеризовал ее Исаия, пророчествовавший почти за семь сотен лет до прихода этой Благой Вести в мир: «Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис 52:15).

Самое, на мой взгляд, интересное слово в этом отрывке: изумление. Благая Весть о воплотившемся и распятом Боге настолько непонятна, парадоксальна и непостижима, что (если над ней хорошенько поразмыслить) по сути ничего, кроме колоссального удивления она не может вызвать. Евангелие действительно удивляет, поражает, приводит в изумление.

«Цари – так говорит пророк - закроют перед Ним уста свои». Он словно описывает такую ситуацию, когда кто-то замолкает, потому что понимает, что, по сути, возразить уже нечего.

Владимир Марцинковский, протестантский проповедник и мыслитель прошлого века описывал такой интересный случай. У него был знакомый, молодой еврей, который читал Ветхий Завет, пытаясь понять его связь с Новым Заветом. И вот он дошел до знаменитых мессианских пророчеств в той же книге Исайи – с 7-й по 9-ю главу. Читая пророчества в 9 гл. о том, что «младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис 9:6) он остановился (опять же!) в недоумении. Марцинковский описывает чувства своего знакомого так:

«Он встретился здесь с тем же непостижимым фактом, который осуществился в Новом Завете, воплощением вечного во временном, Отца вечности в Младенце Вифлеемском. "Но, ведь, это же Слово Божие", думал мой друг: "Как же мне в Него не верить? Однако, это так непонятно, это невозможно". Но вот он стал читать дальше: "Ревность Господа Саваофа соделает это" (ст. 7). И вдруг мрак его души озарился светом веры, той веры, которая так знакома подлинному Израильтянину: "Ревность Господа Саваофа...". А!... Тогда все возможно. Если выступает та всемогущая творческая Сила, Которая сотворила вселенную, Которая перевела еврейский народ некогда через море и пустыню, тогда все возможно». И после этого - писал Марцинковский – его друг уверовал и стал свидетельствовать о Христе перед другими.

Эта история с другом Марцинковского - пример того, как все эти затруднения, все эти парадоксы, все абсурды – преодолеваются верой, преодолеваются доверием к Богу. Когда мы понимаем, что Благая Весть говорит нам о Самом Воплотившемся Боге - мы также понимаем, что даже насыщение пятью хлебами и двумя рыбками множества народа и даже воскресение из мертвых – это далеко не предел!

И так, тот самый Еммануил, Раб (Божий), Мессия, Христос – о котором идет речь в книге Исайи – действительно, удивил очень многие народы. Включая, наверное, и многих из нашего с Вами народа. Удивил многих царей и многих вождей. Именно удивил. Его Воплощение, Его Жизнь и наконец, Его Крестная Жертва - это повод изумиться, повод удивиться.

Итак, какой из этого можно сделать вывод?

Думаю, после всего, что было сказано выше, главный вывод будет состоять в том, что Евангелие, то есть весть о Боге, распявшемся за нас и принявшем на себя наши грехи, не может быть чем-то тривиальным и малозначимым. Не может быть чем-то, что можно просто мимоходом «принять к сведению». Это то, что, по меткому выражению К.С. Льюиса «либо бесконечно важно, либо не важно вообще».

И есть еще одна причина, по которой мы уже не можем равнодушно воспринимать Евангелие: а именно, если мы понимаем, что над нами нависает Дамоклов меч Божьего Закона. Когда мы понимаем, что Христос умер именно за наши грехи, которые вполне реальны и за которые мы по справедливости заслужили наказание – мы уже не можем воспринимать Благую Весть равнодушно.

Итак, Евангелие - это не весть, которую можно просто «принять к сведению». Благая Весть, если ее прочувствовать и осознать есть то, что меняет саму жизнь человека. То, после чего сама жизнь человека уже никогда не будет прежней.

Теперь, завершая наш разговор: почему, я думаю, для нас с Вами это важно именно сейчас?

Приближается время Великого поста. По традиции считается, что это время самодисциплины и покаяния. Время, когда нужно пристальнее заглянуть в себя, проанализировать свою жизнь, понять, что в ней нужно исправить. Это время, когда нужно сосредоточится на главном и, по слову Апостола, помышлять «о горнем, а не на земном» (Кол 3:2). Я с этим спорить не собираюсь.

Однако мне кажется, что во время Великого поста нам следует также усиленно размышлять и над Евангелием – имеется ввиду, над Евангелием как над Благой Вестью о том, что Сын Божий взошел на крест за нас. Размышлять над тем, какое значение Евангелие имеет для нас, в каждый день нашей жизни. Является ли оно для нас именно Благой Вестью, под влиянием которой вся наша жизнь преобразуется и обретает смысл?

И если да – почаще вспоминать слова д-ра Лютера о том, что нам следует слышать Евангелие каждый день, потому, что мы каждый день его забываем.

«Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 03.03.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)