МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Февраля 2013 года

Sexagesimae


Мк.4, 26-29

Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

О процессах, происходящих в природе, сегодняшний человек знает намного больше, нежели иудеи I века. Во времена Иисуса люди не знали, как именно прорастает семя. Они знали только главное: если зерно посадить и надлежащим образом за ним ухаживать, то оно прорастёт и принесёт урожай. Сегодня даже в школьном учебнике можно найти описание происходящего с семенем при его прорастании, а специалист может дать по этому вопросу исчерпывающую информацию. Знание ростовых процессов даёт большие возможности, которыми пользуется современная агрономия. Но есть и обратная сторона: произрастание стало восприниматься как нечто естественное, в то время как на самом деле рост семени – это удивительное рядом; это маленькое, но настоящее чудо – свидетельство могущества и мудрости Творца, установившего законы развития для всего сущего. Это свидетельство всё время с нами, но к нему привыкли и не уделяют должного внимания. Людям свойственно путать звёзды с их отражением в пруду, поэтому какая-нибудь мироточивая икона вызывает куда больше интереса, чем рост семени. А напрасно, потому что, по словам Иисуса, произрастание зерна похоже на произрастание другого семени – семени Царства Божия в душе человека.

Царство Божие входит в душу вместе с семенем Божественного Откровения. Каким образом оно действует, какие сокрытые струны души побуждает звучать? Почему и как человек обращается к Богу? В своё время мне попалась на глаза анкета баптистской семинарии, в которой присутствовал очень любопытный пункт: «Дата Вашего обращения к Богу». Но можно ли точно датировать процесс, о котором ты сам не имеешь ни малейшего представления? Как сказал об этом Иисус: «И спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он». Полагаю, что многим, в том числе и мне самому, было бы очень трудно сказать, в какой именно день произошло обращение. Как можно сосчитать то, что сокрыто; то, что порою совершенно неприметно? Ведь бывает так, что человек даже не считает себя верующим, просто проявляет какой-то интерес, хочет что-то узнать, т.е. считает себя просто интересующимся. Между тем, это уже нечто намного большее, чем простой интерес, только он сам пока про это не знает подобно тому, как зерно под землёй хотя и невидимо, но, тем не менее, растёт. А в результате рождается христианин. Некоторым исповеданиям свойственно видеть в этом рождении своего рода кульминацию бытия. Именно поэтому в некоторых исповеданиях очень много говорят о принятии Христа, но почти ничего не говорят о том, как жить после этого принятия. Между тем, рождение свыше, принятие Христа, подобно тому моменту, когда росток впервые пробивается через почву. До урожая ещё далеко. Росток должен достичь зрелости, превратится в колос. Но это не произойдёт, если не ухаживать за ним, если его не поливать и не удобрять. Вера не является неким постоянным состоянием. В ней можно умаляться, в ней можно возрастать. И для того, чтобы совершалось возрастание, вера нуждается в укреплении через Слово и Таинство, через молитву и общение святых. Бывает немного странно слышать, как иногда наши прихожане, по каким-то причинам пропустившие воскресную мессу, извиняются за то, что не пришли. Ведь месса – это не трудовая повинность с обязательным посещением и росписью в книге учёта. Месса – это соприкосновение земного и небесного, это возможность соприкоснуться с Божественной реальностью, поэтому участие в ней должно ощущаться не как обязанность, но как потребность, как глубокая нужда. Если ты пропустил возможность приобщения к благодати, ты виноват не перед настоятелем, а перед самим собой, ибо сам себя ограбил.

Рост колоса, о котором говорит Иисус, для самого колоса является путём длиною в жизнь. В нормальном хозяйстве созревший колос не стоит в поле – как только он созревает, хозяин «немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Точно также и духовный рост человека есть путь длиною в жизнь. Только, в отличие от колосьев, у людей разные сроки произрастания. И когда человеческая душа созревает для вечности, Бог призывает её к Себе. В человеческом лексиконе есть понятие «безвременная кончина». Как правило, это понятие используется при кончине в среднем возрасте и особенно в молодости. Но восприятие такой кончины как безвременной происходит исключительно из-за человеческой ограниченности и недостаточности веры. У Бога всё происходит вовремя. Просто время определяет Бог. И Он - Единственный, Кто действительно в состоянии определить, что вовремя, а что нет, потому что только Он знает не только явное, но и тайное; только Он знает истинное состояние души. Однажды мне рассказали об удивительном случае. Умер баптистский проповедник, пользовавшийся огромным духовным авторитетом. Несколько общин вместе молились о том, что Господь не забирал его. Это моление было услышано. Случилось великое чудо – человек вернулся к жизни. Все были счастливы. Однако через какое-то время этот проповедник стал меняться и постепенно из украшения Церкви превратился в её позор. Господь знал, когда отозвать человека, но люди сочли этот отзыв несвоевременным. И тогда Господь дал им возможность познать их неправоту. Я не раз и не два слышал сетования на то, что хорошие люди умирают рано, в то время как негодяи пользуются долголетием, и всё сие весьма несправедливо. Но подумал ли кто-нибудь из таких сетующих, что люди уходят из этого мира рано просто потому, что созрели для вечности? В то же время людям, коснеющим во грехе, Бог даёт возможность одуматься, покаяться и обратиться. Поистине, нет ничего безвременного. У Бога всё и всегда происходит вовремя. «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». У Бога всё вовремя, и Он знает, когда именно нужно посылать серп.

Мы собрались здесь именно потому, что в какой-то момент своего бытия уверовали. Зёрна Царства Божия проросли, и поле наших душ покрыто дружными всходами. Но всходы – это ещё не колосья. Чтобы они превратились в таковые, о них нужно заботиться: их нужно поливать и удобрять. По милости Божией мы имеем такую возможность и надо ей пользоваться. Каким образом? Строить бытие в соответствии с волей Бога. У нас есть Его Слово, Его Откровение, в котором сказано всё, что является необходимым для спасения. У нас есть Таинство и молитва, посредством которых мы можем напитаться благостью Господа. У нас есть общение святых, помогающее нам осознать своё единство, свою принадлежность к Божьим избранным и своё предназначение. Всё это, вместе взятое, в случае активного использования, помогает жить в единстве со Христом, возрастать во Святом Духе. У нас есть все необходимые средства благодати, но самого факта их наличия недостаточно. Ими надо пользоваться. Только в этом случае всходы на поле наших душ не засохнут на корню, но будут возрастать вплоть до наступления зрелости. Когда это случится? Никто не знает. Мы сами не в состоянии сказать, когда ростки Царства Божия станут колосьями, отягощёнными зерном. Мы не можем этого знать, но Бог может. А Он не ошибается никогда. «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». И да созреют наши души, прежде чем настанет час жатвы. А.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.02.13




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор  Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)