МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Февраля 2010 года

Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом


Книга Премудрости Соломоновой 6, 12-16

Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими её, и обретается ищущими её; она даже упреждает желающих познать её. С раннего утра ищущий её не утомится, ибо найдёт её сидящею у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных её, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними.

Весьма часто случается так, что человек путает или, вернее сказать, смешивает понятия. Вследствие сего смешения он приходит к неправильным выводам, каковые в свою очередь находят выражение в ошибочных действиях. Простейший пример: понятия культурности и образованности – их часто воспринимают как идентичные, в то время как они обозначают совершенно разные сущности. Именно поэтому в повседневности вполне можно встретить личность с университетским дипломом и манерами неандертальца. Увы, для нашего времени вообще достаточно характерно наличие у человека хороших познаний в своей специальности при чрезвычайно низком общекультурном уровне. Образованность и культурность – не единственные понятия, которые сегодня смешиваются. Ещё один вариант такого смешения – образованность и мудрость. И точно так же, как и в первом случае, сегодня можно встретить немало людей, имеющих неплохое образование, но при этом отличающихся глупостью различной степени, которая проявляется, как только такой человек начинает рассуждать о вопросах, лежащих вне его основной специальности. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор. Это может показаться парадоксальным, но мудрость совершенно необязательно связана с образованностью. Вернее сказать, образованность не является необходимым условием для мудрости. Именно поэтому мудрых людей во все времена можно было найти среди самых низких сословий и самых простых занятий. Эти люди обладали опытом, умели осмыслять и надлежащим образом применять его. Обладать такой мудростью хорошо и полезно, однако у неё есть весьма существенный недостаток – она целиком и полностью основывается на практической жизни, на видимой реальности и действует исключительно в её пределах. Поэтому не следует смешивать эту мудрость с мудростью, о которой говорит нам Св.Писание, т.е. с мудростью Божественной. Божественная мудрость приходит к человеку не от мира сего, но от Св.Духа. Что такое Божественная мудрость? Это возможность видеть мир с точки зрения Бога, именно с этой позиции оценивать все происходящие в повседневности события и, соответственно, принимать духовные решения, которые для верующего являются наиболее правильными. К кому приходит такая мудрость? К тому, кто имеет с Богом отношения, основанные на страхе Божием или, говоря более просто, на благоговейном трепете перед величием Всевышнего; к тому, кто в этом трепете готов к абсолютному принятию воли Творца и не имеет сомнения в её истинности и непреложности.

Мирская мудрость и Божественная не совпадают. Вернее сказать, не всегда совпадают. Совпадение возможно лишь тогда, когда мирская мудрость следует заповедям Господним. А это происходит далеко не всегда. Именно поэтому решения, продиктованные Божественной мудростью, с мирской точки зрения могут быть совершенно несообразными и парадоксальными. Достаточно вспомнить поведение Лютера в тот момент, когда принявшие Реформацию князья заговорили о необходимости создания военного союза, направленного против Империи. Ради создания единого военного блока Лютера принуждали к духовному объединению с вождём швейцарской реформации Ульрихом Цвингли. Желание объединения было отнюдь не блажью. Как раз в это время приверженцы Рима создали свой союз, задачей которого стало противостояние Реформации и её подавление. Перспектива войны стала совершенно реальной. И, тем не менее, Лютер категорически отказался от сделанных ему предложений. С точки зрения мирской мудрости его действия более всего похожи на самоубийство, но в том-то всё и дело, что в критический момент Лютер принимает духовное решение, продиктованное именно Божественной, а не человеческой мудростью. Прежде всего, он был убеждён в том, что если Бог позволил начаться делу Реформации, то не попустит, чтобы оно было уничтожено. Во-вторых, следуя Писанию, он не мог согласиться с выступлением против законной власти и потому категорически возражал против любых военных действий. И, наконец, твёрдо стоя на позициях Писания, он отверг союз с швейцарцами, т.к. не считал возможным во имя политических целей объединяться с еретиками, отвергавшими Таинство Евхаристии. Действия Лютера многим даже из его ближайшего окружения казались безумием, но последующие события показали его правоту.

Для многих людей всё христианство представляется таким же безумием, как и позиция Лютера. Ведь оно взнуздывает человека, заставляет его бороться с самим собой и вообще не ищет лёгких путей, в то время, как, в соответствии с правилами мирской мудрости, «нормальные герои всегда идут в обход». Именно поэтому человек, обладающий Божественной мудростью, чаще всего остаётся непонятым. Впрочем даже мирская мудрость не всегда бывает доступной для разумения. При ограниченном кругозоре очень трудно увидеть что-то дальше своего носа, а соответственно воспринять слова тех, кто видит дальше и понимает больше. Участники белого движения в начале ХХ столетия понимали, что пытаются спасти Россию как государство, от большевиков, готовых принести её в жертву ради торжества мировой революции. Но тех, кто понимал это, было меньшинство. Большинство же наших сограждан того времени не имело мудрости государственного мышления – их интересовало только то, что происходит непосредственно с ними или с ближайшими соседями. В результате мы получили режим, насиловавший страну и народ на протяжении последующих десятилетий. Примером же полного презрения к носителям Божественной мудрости может послужить история пророка Иеремии.

Но если мы всё же веруем так как должно, т.е. если доверяем Богу, то можем ли найти Божественную премудрость и преуспеть в ней? Библия даёт на этот вопрос однозначный ответ: да, возможно. Божественная мудрость приходит через общение с Богом и реализуемое на практике стремление жить не по своей, а по Его воле. Кто раскрывает себя для Бога, для Его мудрости, тому она даётся. Господь любит нас, хочет нашего спасения и потому даёт Свою мудрость тому, кто на самом деле хочет её получить. «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими её, и обретается ищущими её. … ибо она сама обходит и ищет достойных её, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними». Имеем ли мы мудрость Божию? Встретились ли с ней? Чтобы понять это, попробуем понять, с какой точки зрения мы оцениваем явления, с которыми встречаемся, и какое решение ищем – чисто практическое или духовное, основанное на наших собственных воззрениях или на Слове Божием, лежащее исключительно в реалиях сегодняшнего дня или устремлённое в вечность? Подумаем и дадим сами себе вполне честный ответ. Правильное решение, подсказанное житейской мудростью, может спасти жизнь. Правильное решение, подсказанное мудростью Божественной, спасёт нас для вечности. Поэтому тот, кто действительно ищет спасения и жизни, пусть ищет одно из средств, ведущих к этому спасению – Божественную премудрость. «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими её, и обретается ищущими её. … Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)