МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Февраля 2017 года

Sexagesimae


2 Кор.11, 21-31
… если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

Через некоторое время после того, как Ап.Павел, оставив Коринф, отправился в дальнейшее странствие, в город пришли иудействующие лжеучители, настраивавшие людей против Апостола и проповедовавшие возврат к Моисееву закону. Для того, чтобы максимально опорочить Павла, они не брезговали ничем. И, если Павел был вынужден написать такие исполненные горечи слова, какие мы слышали сегодня в чтении из 2-го Послания к Коринфянам, то, по всей видимости, им удалось основательно смутить людей. Впрочем, во всём есть свои положительные стороны – ведь, благодаря написанному Павлом, мы получили возможность узнать больше о его служении, о перенесенных им тяготах.

Как известно, всё познаётся в сравнении. И вот, Апостол сравнивает себя с теми, кто пытается очернить его. Результаты впечатляют. В отношении происхождения он ничем не уступает этим людям, а в отношении служения намного превосходит их. Не знаю, что создали лжеучители – судя по всему, ничего, в то время как Павел создал столько, что остаётся только удивляться и преклоняться перед совершённым им подвигом благовествования. А уж если говорить о страданиях за Имя Господне, то Апостол претерпел их столько, что хватило бы на многих. Бичевание, обозначаемое словами «40 ударов без одного» зачастую заканчивалось смертью наказуемого; выжить после побивания камнями было практически невозможно. Павла спасло то обстоятельство, что во время побивания он был оглушён, его сочли мёртвым, и потому казнь прекратилась. Что касается путешествий, то сегодня нам очень трудно представить реальность, в которой любое путешествие – особенно морское – было сопряжено с большим риском. На дорогах бесчинствовали разбойники, на море – пираты, наука кораблевождения делала первые шаги, так что путешествие было не приятным препровождением времени, а деянием с неизвестным финалом. Соответственно, можно сказать, что служение Павла было сопряжено с постоянным риском и бедственными ситуациями. Тем не менее, он прошёл этот путь до конца, он остался верным. Он остался верным – этот служитель, действовавший один против многих и открывший двери спасения для многих тысяч, в то время как его противники тщились эти двери затворить. А теперь вопрос: готовы ли мы, подобно Павлу, следовать путём верности?

Я говорю о верности, потому что главным свойством Павла была верность Христу. Неважно, что буду думать люди, неважно как они будут действовать, неважно, какие бедствия эти действия принесут – важно быть со Христом, творить Его волю, исполнять Его поручение. Именно этот принцип определял жизнь Апостола. У него, безусловно, был выбор, чему следовать: истине Божией или человеческим установлениям, традициям. Такой выбор стоит и перед каждым из нас, потому что традиции имеют великую власть. Причём, чем древнее, тем святее. Неважно, что, будучи плодами давних времён, сегодня они могут ничему не соответствовать; что они могут быть следствиями заблуждений, потому что люди не являются более умными, чем мы, просто потому, что жили раньше. Всё это неважно. Важно, что наши отцы и деды поступали так, поэтому и нам должно поступать также. А вот Павел не побоялся поступить иначе. Он не побоялся пойти против установившихся традиций, потому что понял, что истина не в них, и к Богу, к служению Ему они имеют весьма малое отношение. Поэтому он сделал выбор в пользу Христа. Мы не имели возможности встретиться с воскресшим Христом так, как встретился с Ним Павел, но у нас есть то, чего не было у Павла – у нас есть Св.Писание Нового Завета, посредством которого Бог говорит с нами лицом к лицу. Св.Писание является эталоном, с которым мы имеем возможность соотносить всё происходящее и, не колеблясь, отвергать то, что ему противоречит – даже если отвергаемое является устоявшейся традицией. Потому что верность Христу превыше всего. Именно она – верность - а не традиции, открывает врата вечности. Единственно только, что верность не всегда ведёт удобными путями. Например, путь самого Павла был далёк от всяких удобств. Да и сейчас то же самое, потому что реальное следование Христу осложняет отношения с теми, кто Ему НЕ следует. Впрочем, так было всегда – Иисус ведь предупредил, что как гнали Его, так будут гнать и учеников. Причём не стоит полагать, что гонения остались в прошлом. Они продолжаются и сегодня: каждый год появляются новые мученики. И ещё больше в этом мире людей, которые, хотя и не обретают мученического венца, но переносят ненависть, злобу и многие проблемы, порождённые только лишь тем, что они строят жизнь на основании Слова Божия, понимают добро и зло, должное и недолжное в соответствии с этим Словом, и не боятся называть вещи своими именами, потому что Господь заповедал ученикам быть Его свидетелями и благовестниками. Соответственно, есть выбор: комфортный путь в единстве с миром и не очень комфортный, но в единстве со Христом. У Павла последствия этого выбора были весьма зримыми: останься он в стане врагов Христа, и всё было бы очень хорошо – его жизнь прошла бы в довольстве и почёте. А он отказался от всех благ своего положения, чтобы быть с Господом, в Его истине. И остался со Христом до конца, несмотря ни на что, хотя, в принципе, через какое-то время вполне мог раскаяться и вернуться к прежней жизни. Но он предпочёл быть со Христом на земле, потому что ему очень хотелось пребыть с Ним и в небесах. Осталось теперь понять, что хочется каждому из нас.

Изначально Павел отнюдь не был великим. Он был «одним из» и не более того. Великим его сделала данная ему сила Господа, позволившая осуществить беспрецедентное по масштабу служение. Вполне естественно, что мы взираем на него с глубочайшим почтением. Что ж, относиться с почтением к Апостолу вполне естественно. Однако, не надо забывать, что в каждом из нас сокрыт Павел: благовестник, Божий верный, стойкий свидетель истины, светоч мира. Вопрос лишь в том, станет ли сокрытое явным? Это зависит только от самого себя, от того, есть желание быть верным Христу или нет. Потому что желающий быть венным получит от Господа всё необходимое для совершения служения во славу и похвалу Его святого имени. Возможность стать таким, как Павел, не закрыта ни для кого, ибо христианами, Христовыми учениками не рождаются, а становятся. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)