МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Февраля 2025 года

Sexagesima


Исаия 55:6-7
6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.

Когда-то мне довелось смотреть довольно любопытный телесериал, основанный на одноименном романе современного писателя Нила Геймана. Сериал этот называется "Американские боги". По сюжету, в современных США рядом с обычными людьми живут различные боги, полубоги, герои и прочие мифологические персонажи различных народов, последовательно заселявших в своё время Новый Свет (германцев, ирландцев, славян, африканских рабов и т.д.).

Однако, все эти божетсва утратили свою силу, поскольку люди перестали в них верить. А потому им приходится жить среди смертных и заниматься вполне обычными людскими делами. Например, древнегерманский Вотан стал странствующим по стране аферистом; древнеегипетский бог смерти Анубис владеет похоронным бюро; славянский бог мрака нашёл работу на скотобойне; джинн с Ближнего Востока водит такси; а ирландский лепрекон (как и подобает истинному ирландцу) любит выпить и устраивает дебоши в барах.

И вот, чтобы хоть как-то вернуть себе умы и сердца людей, этим старым божествам приходится объединиться и вступить в неравный бой с теми, кого они называют "Новыми богами" Америки. А пантеон этих "Новых богов" тоже довольно интересен. И представлен он своего рода персонификациями тех явлений, в которые верят и на которые возлагают свою надежду современные люди. Например, возглавляет этот пантеон Господин Мир, бог глобализации; есть божок Техно- Мальчик, воплощающий веру людей в современные технологии; богиня Медиа отвечает за средства массовой информации; чуть позже по ходу сюжета появляется Новая Медиа, молодая богиня социальных сетей; есть бог денег, бог ядерного оружия, бог городских легенд и теорий заговоров; а в книге Геймана упоминается даже божество пластической хириргии.

Конечно, сюжет этого сериала (как и сюжет книги) далёк от христианского и всё это можно воспринимать как тонкую метафору, художественную условность. Однако, за этой метафорой, как мне кажется, кроется очень тонкое наблюдение: в современном мире полно вещей и явлений, на которые люди возлагают столько надежды и столько упования, что эти вещи и явления становятся для них чем-то вроде божеств. Как хорошо сказал в своё время Г.К. Честертон: "Когда человек перестаёт верить в Бога, он не начинает верить в ничто. Вместо этого он начинает верить во всё, что угодно".

Но это сказано Честертоном о мирских людях. А что же мы, христиане?

О том, в Кого следует верить христианину и на Кого христианину следует возлагать свои надежды и чаяния напоминает нам текст из пророка Исайи, который мы с Вами услышали сегодня. Пророк говорит: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Исаия 55:6-7).

Часто те, кто читает этот текст, рассматривают его исключительно в свете призыва к покаянию, который мы видим во второй части ("да оставит нечестивый путь свой..."). Однако, на мой взгляд, дорогие братья и сёстры, не менее важна первая часть этот текста и особенно - самая первая в нём фраза: "Ищите Господа". Именно так: ищите Господа.

Этот призыв у Исайи обрамлён пророчествами из предшествующих глав (54 и 55) о будущем восстановлении Иерусалима и о возвращении Божьего народа в Землю обетованную. Однако, пророк говорит: чтобы стать гражданами этого нового восстановленного Иерусалима, Божьему народу необходимо покаяние, необходимо оставить всё старое. И самое главное: необходимо оставить тот грех и те беззакония, которые привели народ к Вавилонскому плену. А для того, чтобы действительно прийти к покаянию, нужно правильно расставить приоритеты. И прежде всего - как говорит пророк - искать Господа. А не кого или что бы то ни было ещё.

Актуален ли был этот призыв для современников Исайи? Ещё как актуален!

Давайте вспомним на каких условиях заключался с избранным народом Синайский Завет. Первая и самая главная его заповедь звучала так: "Да не будет у тебя других богов перед лицом моим". То есть, всё здание Божьего Закона (который был дан потомкам Израиля для их же блага) начинало строиться вот на этом фундаменте: только Господь есть Бог и других богов у избранного народа нет и быть не может. Все остальные заповеди необходимо следовали из этого первого и важнейшего положения. И именно оно показывало потомкам Израиля, как должны быть расставлены приоритеты в их жизни: Бог должен быть всегда и во всём на первом месте. Вот как говорит об этом книга Второзакония:
"Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — единый Господь. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей и всеми силами своими.
Эти повеления, которые я даю тебе сегодня, должны быть у тебя в сердце.
Внушай их своим детям. Говори о них, когда сидишь дома и когда идешь по дороге, когда ложишься и когда встаешь. Навяжи их как символы на руки и обвяжи ими лоб. Напиши их на дверных косяках и на воротах своего дома" (Второзаконие 6:4-9, Новый русский перевод).

То есть Бог должен был стать для избранного народа центром их жизни, центром бытия. Если выразиться проще, то этот принцип хорошо сформулирован в изречении, которое часто предписывают блаженному Августину: "Если Бог на первом месте, то и всё остальное будет на своём".

Однако, если посмотреть на ветхозаветную историю Избранного народа, мы увидим, что именно эта важнейшая заповедь, эта основа основ духовной жизни - чаще всего была у избранного народа в пренебрежении. Начиналось это ещё в эпоху Ветхозаветных Судей, когда по свидетельству одноимённой книги: "Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему" (Судей 10:6).

Если брать, эпоху разделения царств на Северное и Южное, то, к примеру, царствовавший на Севере Ахав, сын Амврия "стал служить Ваалу и поклоняться ему" (3-я Царств 16:31). То же самое делали и многие другие цари Северного царства. В Южном же царстве хотя и был главный культовый центр - Иерусалимский храм - всё равно на бытовом уровне люди периодически уклонялись в примитивное идолопоклонство. За это Господь обличает их, к примеру, устами пророка Иеремии: "Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня" (Иеремия 7:18).

Примеров такого отпадения от Господа можно привести из Ветхого Завета ещё великое множество. Что стало следствием такого отпадения? Если вспомнить ту самую фразу, предписываемую Августину, ответить на этот вопрос можно так: Единый Истинный Бог не был у израильтя на первом месте. А значит не было порядка и устройства и во всех прочих делах.

Вернее, не просто не было порядка и устройства. Положение вещей было намного хуже: сыны Израиля погрязли во лжи, беззакониях и насилии. У всё того же пророка Иеремии есть такие слова обличения: "Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости" (Иеремия 7:9-10).

А, например, у пророка Иезекииля Иерусалим назван "кровавым городом", "проливающим посреди себя кровь" (Иезекииль 22:2-3, Новый русский перевод). А у пророка Исайи в знаменитой Песне о винограднике мы находим такие слова: "Виноградник Господа Воинств — это народ Израиля; обитатели Иудеи — лоза, дорогая Господу! Он надеялся увидеть правосудие, а нашел беззаконие, надеялся праведность увидеть, а слышит жалобы и вопли!" (Исаия 5:7, перевод РБО).

Итак, что мы видим на примере истории Ветхого Завета? Различные ваалы, астарты, веельзевулы и прочие языческие божества занимали в сердцах потомков Израиля то место, которое должен был занимать Единый Истинный Бог. Закономерным результатом такого положения вещей стали разврат, беззаконие и насилие. Иудее начали, образно выражаясь, "жрать друг-друга". Поэтому и сбылись те пророчества, которые в своё время были даны в книге Второзакония: в наказание за идолопоклонство, разврат и беззакония Господь изгнал иудеев из Обетованной земли (см.: Второзаконие 7:3-4). Начался Вавилонский плен, длившийся без малого 70 лет.

И вот именно к иудеям, находившимся в Вавилонском плену, обращены слова Исайи. С одной стороны, его пророчества ободряют пленных иудеев: гнев Господа не вечен, Иерусалим будет восстановлен и люди в него вернутся. Но, с другой стороны, это и призыв к покаянию: народ должен сделать серьезные выводы из того, что с ним случилось. Чтобы стать гражданами восстановленного Иерусалима, народ должен покаятся и оставить свои беззакония, которые включали в себя и разврат, и ложь, и насилие, и идолопоклонство. Именно поэтому у пророка призыв искать Господа (т.е. "стремиться к Господу", стремится жить в соответствие с Господней Правдой) неотделим от призыва к покаянию: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко! Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу".

Исайя призывает соплеменников к покаянию, но это покаяние невозможно без первого и самого главного шага - без возвращения к Единому Истинному Богу: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко". Если перефразировать в духе Исайи те самые слова, предписываемые блаженному Августину, пророк говорит иудеям: "Снова поставьте Бога на первое место в своих жизнях и в своих сердцах. Тогда и всё остальное встанет на свои места".

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, что эти слова Исайи означают для современных христиан.

Всё дело в том, дорогие братья и сёстры, что и в современном мире полно идолопоклонства. Только это идолопоклонство не всегда явное. Оно не всегда имеет признаки некоего организованного культа со всеми типичными для такого культа атрибутами: молитвами, песнопениями, курениями благовоний и прочими ритуалами. Как хорошо сформулировал в своё время доктор Лютер в своём Большом Катехизисе: "Одно лишь упование и вера сердца производят как Бога так и идола... На что сердце твоё уповает и полагается, то и есть в сущности твой бог" (См.: Бол. Катехизис, толкование 1-й заповеди). То есть: идолопоклонство начинается там, где человек в своём сердце ставит на место Триединого Истинного Бога кого или что бы то ни было ещё.

И мне кажется, это очень неплохо соотносится с той самой сюжетной основой сериала (и романа) "Американские боги": в современном мире полно явлений, которые значат для людей столько, что приобретают в их сердцах чуть ли не божественный статус. Мне не известно, существует ли та самая богиня социальных сетей Новая Медиа (скорее, всё же нет, чем да). Но факт в том, что иные люди проводят в этих социальных сетях у экранов своих смартфонов намного больше времени, чем язычники древности проводили у своих домашних алтарей, молясь своим богам. Согласитесь, это чем-то похоже на жертвоприношение: человек жертвует этому "божеству" своё время (хотя и не факт, что само это божество существует!).,

Мне не известно, существует ли та самая богиня СМИ Медиа, но факт в том, что многие современные семьи телевизор по вечерам собирает вокруг себя точно так же, как в старые времена собирал семью на молитву домашний алтарь. И, увы, есть немало людей, которые тому, что они видят и слышат по ТВ готовы безоговорочно верить и считать непогрешимой истиной, чуть ли не сопоставимой с божественным откровением. Мол, "По телевизору же сказали..." - следовательно, это не может не быть правдой.

Поймите меня правильно, всё это не делает этих измышленных Новых богов из сериала и романа Геймана чем-то действительным и реальным. Но это показывает, что многие люди живут так, как будто эти боги действительно существуют и царствуют в их сердцах. Если сотни и тысячи людей выстраиваются в очереди когда выходит очередной новый iPhone, это не делает божка Техно-Мальчика реальной сущностью. Но это показывает стремление человека к тому, что этот божок Техно-Мальчик собой воплощал. Исаия, как мы помним, призывал "искать Господа", т.е. стремится к Господу. Сейчас же огромные массы людей стремятся к приобретению новых гаджетов. И иногда стремление похоже чуть ли ни на культ со своей символикой и своими ритуалами.

Только вот, на мой взгляд, в оригинальном сериале "Американские боги" - "пантеон" этих новых богов как-то маловат. Если логику этого романа перенести на известные нам реалии, то в нём было бы ещё множество подобных божеств. Вероятно, была бы богиня Родина или богиня Нация, воплощающие собой патриотизм и национализм соответственно; может быть, были божества тех или иных политических партий или идеологий; или, например, богиня разврата или бог наркотиков... (впрочем, бог алкоголизма - Дионис, Вакх - был уже у древних греков и римлян, так что в этом не будет ничего нового).

А может быть даже божествами становились бы те или иные исторические деятели. Если посмотреть историю нашей страны, можно найти и более интересный пример: в советские времена в каждом более-менее крупном городе был памятник Ленину. Или, как минимум, улица Ленина. А забальзамированный Ленин до сих пор лежит на Красной площади в некоем подобии культового сооружения. К его безжизненному телу в советские времена выстраивались почти такие же огромные очереди, какие сейчас выстраиваются за новыми iPhone. А советские поэты сочиняли хвалебные песнопения в таком духе:
"Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!"
(Лев Ошанин, "Ленин всегда с тобой")

Ещё чуть-чуть, и этот поэт применил бы к Ленину слова, которыми Христос ободряет своих учеников: "...се, Я с вами во все дни до скончания века" (Матфея 28:20). Разве это не похоже на своего рода культ? Поймите правильно, это не делает Ленина каким-то реальным божеством, пребывающим ныне во областях заочных. Но это показывает: творцы этого культа хотели, чтобы Ленин занимал в человеческом сердце то место, которое должен занимать Истинный Бог, Творец неба и земли. Творцы этого культа личности хотели, чтобы т.н. "ленинские заветы" были у человека в сердце. А дальше - прямо по книге Второзакония: "...Внушай их своим детям. Говори о них, когда сидишь дома и когда идешь по дороге, когда ложишься и когда встаешь..." и т.д.

Какой общий вывод из всего сказанного мы можем сделать, дорогие братья и сёстры?

Не нужно думать, что времена идолопоклонства остались в далёком прошлом (во всяком случае на Западе, где все более- менее значимые языческие религии давно исчезли). Наш падший грешный мир предлагает современному человеку множество возможностей для погружения в идолопоклонство. Но чаще всего это идолопоклонство неявное, завуалированное. Такое, при котором человек возлагает свои надежды, чаяния и упования на кого- или что бы то ни было ещё кроме Триединого Истинного Бога.

То есть, современный мир предлагает людям множество возможностей: чтобы в их сердцах Истинный Бог занимал не первое и главное место, которое ему подобает, но находился где-то на периферии. Если вспомнить то самое изречение, предписываемое Августину - чтобы Бог не был на первом месте. А там, где Бог не на первом месте - там не будет устройства и мира и во всех прочих аспектах бытия. Пример допленных иудеев, утопавших в разврате, беззаконии и насилии, нам это прекрасно показывает.

Какой же выход? Для христианина этот выход вполне очевиден и прекрасно сформулирован в тех самых словах Исайи: "Ищите Господа, когда можно найти Его".

Именно Господа, а не кого- или чего бы то ни было ещё мы призваны искать!

Что это значит для нас? Это значит, что каждый из нас должен уметь правильно расставлять приоритеты. Каждому из нас следует прежде всего осознать себя именно как христианина. Именно как Божье дитя, именно как человека, искупленного Крестной Жертвой Христа. Все прочие идентичности, увлечения, устремления и т.д. имеют право на существование, но лишь до тех пор, пока они не затмевают для нас Самого Главного: Триединого Истинного Бога, Святой Троицы; до тех пор, пока за всеми переменчивыми тенденциями и веяниями нашего мира мы с Вами, дорогие братья и сёстры, помним о самом главном: о нашем Спасении и Искуплении в Иисусе Христе, о значении для нас Его Голгофской Жертвы. И это также значит, что именно Божья Воля должна быть для нас в приоритете. То есть, все явления и события этого мира нам следует воспринимать именно в свете Божьего Слова, данного нам в Священном Писании.

И раз уж мы с Вами являемся христианами, то именно Бог, воплотившийся ради нашего спасения в Иисусе Христе и должен занимать в наших сердцах главное место. Тогда и всё остальное в наших жизнях будет на своём месте. А потому и для нас с Вами как никогда актуален призыв Исайи: "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор  Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)