МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Февраля 2024 года

Sexagesima


Исаия 55:6-11
6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Сегодня во время чтения из книги Исайи, мы с Вами услышали слова, которые у неподготовленного читателя могут вызвать некоторое недоумение. Своим соплеменникам-иудеям пророк говорит: "Ищите Господа, когда можно найти Его". Что это значит: "искать Господа", "искать Бога"? Где и как Его искать?

Ведь в любом учебнике по догматическому богословию мы с Вами прочитаем с одной стороны банальное, а с другой стороны и парадоксальное утверждение: Бог присутствует везде в своём творении, не будучи, однако, при этом частью Своего творения. Как говорит об этом, обращаясь к Богу, Давид в Псалме 138: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — И там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя". (Псалом 138:7-10)

В каком-то американском фильме начала 2000-х есть несколько кощунственная шутка. Одна дама спрашивает другую: "Вы уже нашли Иисуса?" ("найти Иисуса" в терминологии американских протестантов означает - обрести веру), на что та насмешливо отвечает: "А я не знала, что Он потерялся!".

Хотя шутка и не очень благочестивая, она вполне согласуется с христианской верой: Иисус Христос - Которым "...создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" (Колоссянам 1:16) не мог просто взять и потеряться. Сам Бог не может просто "затеряться", словно Он - какая-то незначительная мелочь в нашей жизни. Бог, если верить словам из Псалма 138, не "затерялся", Он присутствует в Своём творении и близок к Своему творению. Однако, если мы попытаемся искать Бога где бы то ни было в нашем мире, у нас тоже ничего не получится. Ведь Бог - будучи Абсолютным Запредельным Творцом Вселенной, не ограничен в пространстве, не ограничен ни местом, ни временем. Но в таком случае, как же нам - людям - тогда "искать Бога"? Ведь именно к этому призывает нас пророк Исаия.

Всё дело в том, что то древнееврейское слово, которое в синодальном переводе передано как "ищите" имеет также и другое значение: "вопрошайте", "обращайтесь (к кому-то)". А значит, пророк призывает иудеев не выискивать в нашем мире Бога как некий предмет или явление. Скорее он призывает их: стремитесь к общению с Богом, взывайте к Богу. То есть, говоря так, пророк призывает своих соплеменников стремиться к Богу. И в чём же должно заключаться это стремление к Богу, стремление к общению с Богом? Ответ мы находим далее всё в том же тексте Исайи: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Исаия 55:7).

То есть стремление к Богу - говорит Исаия - есть ни что иное, как стремление привести свою жизнь в соответствие с Божьей Волей, в соответствие с Божьим Словом. Поиск Бога - это не стремление определить географические координаты нашего Творца, это скорее стремление в своей жизни ориентироваться прежде всего на Волю Бога. Как говорил об этом выдающий учитель Церкви блаженный Иероним: "Ищите (Бога), пока можно найти Его, пока вы пребываете в теле, пока есть место для покаяния, и ищите не посредством места, но посредством веры".

И кстати, созвучную словам Исайи мысль мы находим в Послании к Римлянам. О людях, которые погрязли в беззаконии и разврате, Павел говорит, что они "не заботились иметь Бога в разуме" (Римлянам 1:28), то есть не считали нужным размышлять о Боге, познавать Его Замысел о самих себе и о своём месте в этом мире. Потому-то эти люди и закоснели в своих грехах, и вряд ли бы вняли тому самому призыву Исайи: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив".

Итак, людям нужно покаяние, нужно обращение к Богу. Нужно исправить свои жизни, привести их в соответствие с Божьей Волей. Тем более, что Бог не молчит. Бог не скрывает Свою Волю и Свои Намерения от людей, Он сообщает их людям в Своём Откровении, в Своём Святом Слове: "Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Исаия 55:10-11).

Итак, призыв Исайи к своим соплеменникам "искать Бога" - это ни что иное, как призыв к покаянию. Призыв к тому, чтобы исправить свою жизнь, привести её в соответствие с Божьей Волей, данной людям в Божьем Слове. Актуален ли этот призыв для нас с Вами, дорогие братья и сёстры? Боюсь что да, ещё как актуален.

Во-первых, потому что все мы - несчастные грешники, спасённые исключительно по благодати, т.е. по милости Бога, через веру в Иисуса Христа, пролившего за нас Свою Кровь на кресте Голгофы. Христос дарует нам прощение грехов и Спасение. Однако, Христос дарует нам их не для того, чтобы мы, отбросив такой драгоценный дар благодати как нечто пустяковое и незначительное, позволяли греху царствовать в нашей жизни. Покаяние, то есть исправление нашей жизни по Божьему Слову, необходимо нам всем. И тем, кто искуплен Христом оно необходимо в особенности. Как хорошо сказал об это Св. Ап. Павел во всё том же послании к Римлянам: "...умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Римлянам 12:1-2).

А во-вторых, этот призыв Исайи искать Бога, призыв обратиться к Богу, призыв "иметь Бога в разуме" именно сейчас - когда наш мир погрязает во зле, беззаконии и насилии - актуален как никогда. Если мы хотим действительно "искать Бога", если мы "заботимся иметь Бога в разуме", то любое участие во зле, любое участие в беззаконии и насилии для нас с Вами недопустимо. Напротив, мы должны делом любить наших ближних, творить дела милосердия. Казалось бы, это простая и банальная истина, но, увы, именно её христиане так часто забывают. А меж тем, у того же пророка Исайи есть очень сильный образ: иудеев, отвернувшихся от Бога, Господь сравнивает с виноградником, которые приносит кислые, дикие ягоды: "И ждал (Господь) правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль" (имеется в виду вопль угнетённых - Исаия 5:7). Так вот, мы, христиане, народ Нового Завета, не можем допустить, чтобы по нашей вине кровопролития и воплей угнетённых становилось ещё больше. Напротив, мы должны делом являть миру ту любовь и то милосердие, которые явил миру Христос.

И вот, дорогие братья и сёстры, что я хочу сказать Вам в завершении нашего с Вами разговора. Приближается Великий Пост, время покаяния и размышления. Время, когда нужно посмотреть на свою жизнь в свете Слова Божьего и постараться исправить свою жизнь так, чтобы она соответствовала Божьей Воле. Именно поэтому для нас с Вами в ближайшие месяцы этот призыв пророка Исайи обратиться и покаяться будет более, чем актуален.

Исаия говорит: "Призывайте (Бога), когда Он близко". И ведь действительно, Бог близко к нам! Мы можем узнать Его Волю через изучение Его Святого Слова; мы можем получить прощение грехов если не будем пренебрегать Исповедью; мы можем стать причастны Ему Самому через Таинство Святого Причастия. Так что именно в этот период, когда покаяние и исправление так нужно нам всем, давайте сделаем всё возможное, чтобы, исправляя нашу жизнь в соответствие с Божьей Волей, не пренебрегать этими дарами Благодати.

"Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)