МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Января 2016 года
Sexagesimae
2 Тим.3,14 – 4,5
Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.
Господь Иисус сошёл в этот мир, чтобы возвестить нам Новый Завет, новый союз между Богом и людьми. Причём Он не только возвестил его, но и позаботился о том, чтобы возвещённое не забылось, не затерялось, но было доступно до конца истории этого мира. Именно поэтому сегодня у нас есть Св.Писание Нового Завета, посредством которого мы можем познавать волю Божию и знать, в какую сторону надлежит двигаться, чтобы идти правильным путём – путём жизни; путём, ведущим к вратам вечности. Писание велико тем, что оно всегда актуально. К нему можно обращаться всегда, в любое время – вне зависимости от того, какое столетие на дворе. То, что было важно в первом веке, остаётся столь же важным и в двадцать первом. Вот и сегодня мы прочитали во Втором Послании к Тимофею «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Недавно я встречался с одноклассниками, и был у меня во время этой встречи интересный разговор. Очень умная женщина, образованная, прекрасно делающая свою работу, отличная мать семейства. В Писании она несведуща, т.е. воли Божией не знает, зато до чрезвычайности любит порассуждать об энергиях, знаках, всяческой мистике и т.д. Поговорить о том, какие ощущения она пережила, прикоснувшись к стене очень древней церкви – это пожалуйста, а вот о том, что происходит внутри этой церкви – тут всё уже сложнее. Не стоит думать, что она представляет собою какое-то исключение – таких, как она, сегодня, как, впрочем, и ранее, великое множество. И вот вопрос: почему же она и подобные ей – люди отнюдь не плохие – обращаются не к здравому учению, а к басням? Чем именно могут привлекать басни?
Возможно именно тем, что в них очень много мистического тумана. В Библии всё ясно и доступно. Соответственно и неинтересно. А вот ощущение прикосновения к какой-то великой тайне, ощущение сопричастности к боль-шим секретам – это очень привлекательно. Ведь люди всегда любили тайны, какими бы они ни были: от тайн мироздания, до того, с кем общается женщина из соседней квартиры. Для людей иного плана, более простых, басни дают возможность жить как хочется, как удобнее – причём, чем ниже уровень, тем в большей степени свобода действий означает свободу порока. Басни удобны тем, что их много – всегда можно выбрать ту, что подходит твоим желаниям в наибольшей степени; ту, что позволит установить свои понятия того, что хорошо и того, что плохо. Выбор огромен: от чистого сатанизма до недавно появившегося пастафарианства – пародийной религии, адепты которой поклоняются «макаронному монстру». Самое удобное в баснях то, что ответственность за свои деяния можно свести до минимума. Вот, например, в своё время г-н Ульянов говорил, что нравственно то, что служит делу революции. Под такой вывеской можно спокойно грабить, называя этот грабёж экспроприациями; можно убивать и расстреливать, на-зывая это ликвидацией чуждых элементов – и всё сие будет хорошо и нравственно. Нынешние правители, провозгласив лозунги о новом, ведущем к процветанию пути, благополучно разворовали общенациональное достояние, стыдливо назвав это воровство приватизацией – и чувствуют себя вполне праведными. Басен много - выбирай то, что больше подходит. Что касается здравого учения, то оно до чрезвычайности неудобно. Ведь, если следовать ему, то оказывается, что свои дурные склонности надо не распускать, а наоборот сдерживать и вообще жить не для себя, а для Бога. Кроме того, надлежит не превозноситься, а смиряться, искать не разделения, а единства и рассматривать жизнь не как путь к обретению удовольствий и комфорта, а как служение Богу и ближнему. И даже понятие «любовь», которое для многих стало синонимом понятия «секс», для христианина означает жертву, жертвенное служение, в котором для тебя самого нет ни малейшей выгоды. Так что не приходится удивляться тому, что льстящие слуху басни обладают куда большей привлекательностью. Тем более, что, с учётом их количества всегда можно найти что-то новое, что-то ещё более удобное и выгодное. Но мы, члены Тела Христова, принадлежащие к народу Бога, отвергаем все басни и знаем только одно основание учения и жизни – Св.Писание. Почему так?
Апостол пишет нам: «Всё Писание богодухновенно и полезно для науче-ния, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Писание не является энциклопедией мироздания. Это даже не инструкция о том, чего делать и чего не делать. Это Слово Бога, открывающее нам главное: тварность сущего и абсолютный авторитет Творца, единственность истинного Бога, Его замысел о человеке, отношения между Богом и человеком, перспективы из этих отношений проистекающие, а также указания на направление, в котором надо двигаться для того, чтобы реализовалась именно благая перспектива будущего. Неблагую человек успешно может реализовать сам, без чьей-либо помощи. Но, только с опорой на Св.Писание мы в состоянии понять, что есть истинное благо, и в каком направлении следует двигаться, чтобы его обрести. Пребывание в здравом учении не очень легко и не так весело, как басни, но зато это правильно. Ведь только через Слово Божие раскрывается чётко обозначенная Богом перспектива будущего. Поэтому, в отличие от язычников или неверующих мы не гадаем о будущем – благодаря откровению Господа мы чётко знаем, к чему идём. Более того. Благодаря всё тому же откровению мы хорошо знаем и то, к чему ведут басни. Они ведут к проклятию, к отлучённости от Бога, к вечной смерти. А в масштабе земной жизни они ведут не просто к развращённости, а к утрате жизнеспособности, и к вымиранию. Вот почему мы не слушаем басней и не следуем им, хотя они куда приятнее и даже интереснее.
Итак, у нас есть истина, обретаемая в Св.Писании. Вопрос лишь в том, что с ней делать. Является ли она исключительно нашим достоянием, тайным учением, которое надо скрывать от непосвящённых? Можно и скрыть. Если наплевать на ближних, если быть совершенно безразличным к их будущему, то именно так и надлежит сделать. Ещё можно загородить своё христианство стенами общины и вне таковых вести себя так, чтобы ничем не отличаться от окружающих, ничем не выделяться среди них. Но в чём же тогда любовь, которая есть сущность Бога, и в которой мы призваны возрастать, чтобы уподобляться Ему? А если нет любви, то в чём тогда наше христианство? Если же любовь есть, то мы не можем молчать. Мы должны говорить, как наставляет Павел: «Проповедуй слово, настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Мы призваны делать сие не ради самовозвышения или чего-то схожего, но ради спасения ближних, спасения тех, кто тебе небезразличен, спасения тех, чьей гибели ты не хочешь. Сие некомфортно и неудобно. Но никто не сказал, что путь Христа – комфортный. Он не комфортный и не удобный, он – правильный. В этом суть. И надо делать выбор, ибо сидеть на двух стульях не получится.
Когда Апостолы вышли на проповедь, то перед ними стояла задача ко-лоссального масштаба. Но самое интересное в том, что у каждого из нас, если он всерьёз будет относиться к своему христианскому призванию, она ничуть не меньше. Задачи большие, а времени на их осуществление не так уж и много. Поэтому поспешим делать то, к чему призывает нас св.Павел: «Проповедуй слово, настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор Д. Лотов)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)