МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Февраля 2019 года

Sexagesimae


Ис.55, 6-11
Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- так и слово Моё, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Св.Писание Ветхого Завета рассказывает нам о достаточно многочисленных случаях явлений Божественной силы, о случаях прямого вмешательства Бога в ход истории. Что общего во всех этих явлениях? Надмирность Бога, величие и мощь Которого столь велики, что человек не может напрямую соприкоснуться с ними и остаться живым. Поэтому воля Божия возвещается через Его посланцев – Ангелов. Люди также действуют через особых посредников – пророков и священников. А поклонение возможно только в особом, специально предназначенном для этого месте, каковое, по обетованию Божию, было точкой соприкосновения земного и небесного. Но даже при таких условиях Бога можно было искать и находить, о чём свидетельствуют услышанные сегодня слова пророка Исайи: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Время пророка Исайи, т.е. VIII столетие до Р.Х. было временем суровым: человеческая жизнь стоила дёшево, а о правах человека вообще никто не задумывался. Да и Бог, как явствует из Писания, свершал Свой суд быстро и жёстко. Достаточно вспомнить, сколько народа было истреблено за отступничество во время Исхода или как пророк Илия расправился с пророками Ваала. И, тем не менее, через Исайю возвещается: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Сказанное относится не к какому-то отдалённому будущему, потому что, как говорит нам Писание, в те времена благоденствие людей и народа в целом напрямую зависело от верности Богу – перечитайте при случае Книгу Судей, где этот момент показан особенно ярко. Но что значит «искать Бога»? Означает ли это, что надо просто придти в место, предназначенное для поклонения и совершить там некий обряд? Нет. Через пророка Исайю Бог много говорит именно о духовном поиске, духовных отношениях, основанных на доверии Богу и, соответственно, повиновении Его Слову, причём без обсуждения этого Слова с позиций человеческой логики. Почему без? Потому что в этом случае оно попросту не будет понято: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Попытки судить о воле Бога с человеческой точки зрения будут подобны когда-то читанной мною сценке. Школьник младших классов не хочет заниматься, полагая данное ему домашнее задание очень сложным. В то же время он считает, что его отец, корпящий в той же комнате над какими-то бумагами, делает нечто очень лёгкое. Школьник говорит: а что там такого, я тоже могу. Отец говорит: что ж, давай, делай. А на бумагах, с которыми работает отец, находятся чертежи весьма сложного механизма, каковые для школьника представляются паутиной линий, сущим хаосом, в котором он, естественно, не в состоянии разобраться. Однако, у него есть путь для постижения этого чертежа - учёба на инженера. Т.е. уровень познаний отца и сына может сравняться, потому что они – люди. Бог же – не человек, поэтому любые попытки изображения Бога-Отца есть только умаление Его величия. Бог стоит настолько выше, что человек в принципе не способен понять Его промысел. Поэтому остаётся только один путь – доверие, ибо сказано: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- так и слово Моё, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Воля Божия будет исполнена, Его планы осуществятся в любом случае, поэтому есть прямой резон быть участниками исполнения этих планов, а не пытаться противодействовать им. То, что это именно так, было весьма наглядно явлено во время уже упоминавшегося Исхода – урок, полученный израильтянами, для здравомыслящего человека вполне достаточен.

Со времени пророка Исайи прошло почти 3000 лет. Настало время Нового Завета. Изменилось ли что-нибудь? Как ни странно, многое осталось прежним. Прежде всего, люди. Как были грешниками, так и остались, причём терзают их всё те же самые страсти и впадают они всё в те же самые беззакония. Но в отношениях с Богом изменения произошли. Он стал ближе, потому что во ипостаси Иисуса Христа сошёл в этот мир и жил среди нас. И, хотя потом Иисус вознёсся, и мы не можем общаться с Ним так, как общались ученики во время Его земного служения, тем не менее мы и сейчас можем встретиться с Ним в молитве, в собрании верных, в Евхаристии. Мы можем обратиться к Нему вне зависимости от места и времени. Поэтому так странно, когда христиане идут в какие-то особенные места, дабы обрести некую особенную благодать. Христос всегда и вовеки один и тот же, и присутствует в Св.Дарах на мессе в Москве точно так же, как и на мессе в Ченстохове или Сант-Яго-де-Компостелла. И ещё одно изменение. Теперь мы намного больше знаем о Божьих планах, потому что Иисус сказал нам о них, равно как и о том, какими Он хочет видеть нас. Поэтому стало намного проще довериться Богу – ведь мы теперь не слепые; мы знаем куда и зачем идём, знаем о грядущей перспективе. Следовательно, намного проще делать то, о чём сказано через пророка Исайю: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».

Как и люди времён Исайи мы – грешники, творим беззакония, поэтому нет такого дня, когда бы мы не нуждались в Божьей милости и прощении. Если бы это было не так, Христос не заповедал бы нам молитву, в которой стоит прошение «и прости нам долги наши…». Следовательно, нужно искать Бога, а это очень просто сделать, потому что Бог уже нашёл нас. Жертва искупления уже принесена, поэтому нужно только вложить свою руку в руку Бога, которая уже протянута к тебе, к каждому из ныне живущих. Только не надо думать, что это можно сделать один раз и навсегда, так что всю последующую жизнь можно делать что угодно. В каждый день бытия мы выбираем, быть с Богом или без Него, поступить по воле Божией или против неё. Простой пример: тебе нахамили. Что следует сделать в ответ: благословить или проклясть? Вся натура голосует за проклятие, и без помощи Божией благословение не получится. Получится только ответное хамство, т.е. зло и грех умножатся. Вот почему в каждый день нужно искать Бога, искать Христа, доверяться Христу, чтобы с Его помощью отрешаться от нечестивых помыслов и дел, творить Его волю, приближаясь тем самым и к Нему, и к Его Царству. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.02.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)