МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Февраля 2020 года

8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima)


Лука 8:4-18
4. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5. вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что он думает иметь.

Дорогие братья и сестры,
Что такое притча? В нашем обыденном понимании притча – краткая нравоучительная история, в которой должен быть скрыт некий глубокий смысл. Существуют, например, суфийские притчи, буддийские притчи, православные монашеские притчи и т.д. А вот в Новом Завете под словом «притча» понимается не совсем то, что понимается под этим словом в нашем обыденном языке. Потому, что греческое слово «parabole» означает «сопоставление», «аналогия».

Мы видим, как в Новом Завете наш Господь Христос использует такие аналогии чтобы через понятные людям повседневные образы объяснить им такие реалии, которые часто превосходят их понимание. Если помните, я однажды поступил похожим образом - привел Вас историю с добрым, но справедливым отцом-судьей, который сам же заплатил штраф за свою непутевую дочь, нарушившую закон.

Вот примерно так же поступает наш Господь – использует понятные людям образы из повседневной жизни, чтобы объяснить им то, что относится к, с позволения сказать, «неземным» вещам.

И в большинстве случаев, притчи нашего Господа заканчиваются так: они содержат во-первых, некий вывод, а во-вторых - некий призыв, обращенный к слушателям. Вспомним, например, притчу о десяти девах, из которых было «пять мудрых и пять неразумных». Вывод из нее таков: когда подошел решающий момент встретить жениха, неразумные девы не были к этому готовы. Поэтому они, увы, уже никогда не смогут войти на брачный пир. И после этого вывода следует призыв к слушающим: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий» (Мф 25:13). Итак, вот наиболее частая схема притчи нашего Спасителя: первое - аналогия из обыденной жизни, второе - вывод и, наконец, третье – призыв к слушающим.

А вот что можно сказать о притче из Евангелия от Луки, которую мы с Вами сегодня услышали – притче о сеятеле? Думаю, можно сказать следующее: эта притча одновременно и очень проста и очень трудна для истолкования. Почему проста? Да потому что, как мы сегодня и услышали, когда у учеников появляются вопросы о скрытом смысле этой причти, Сам же Господь им ее разъясняет. Он четко говорит, что означают те или иные образы, который Он в этой притче использует.

А вот почему эта притча сложна для истолкования?
Давайте разберемся.

Итак, Гопосдь говорит: когда сеятель выходит сеять, семена падают на четыре типа почвы: почва у дороги, с которой птицы могут склевать семена; каменистая почва, на которой брошенное семя не способно пустить корень; почва заросшая тернием (колючками, сорняками); и, наконец, почва плодородная. Так вот, четыре типа почвы – это четыре типа людей. И что же делает каждый из этих типов людей именно этим типом почвы? Ответ: такими типами почвы людей делает их отношение к Божьему Слову: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк 8:11-15)

Так вот, как я уже сказал, дорогие братья и сестры, эта притча проста для истолкования, потому что сам же Господь разъясняет значение этой притчи своим ученикам. Объясняет, какие вещи, какие явления стоят за теми или иными подобиями. Какие люди являют собой какой тип почвы. И, кстати, ученики Иисуса во время Его земного служения могли наблюдать все четыре типа людей – то есть те самые четыре типа почвы. Например, книжники и фарисеи больше всего напоминают посеянное у дороги. Они не просто отказывались верить Христу, но даже открыто и активно сопротивлялись Его Слову. Были и другие люди – такие, которые искали встречи со Христом только потому, что им хотелось хлеба или потому, что хотелось чудес. Они-то как раз были подобны семени, посеянному на каменистой почве, не имеющему корня. Человек, ходящий за Иисусом только потому, что Иисус чудесным образом может обеспечить бесплатным хлебом – уйдет сразу же, как пропадут шансы получить бесплатный хлеб. Или, еще пример: вспомним состоятельного юношу, который очень расстроился, когда понял, что для следования за Христом ему придется продать свое имение и раздать деньги нищим (Мф 19:16-23). Судя по всему, сорняки богатства и житейских забот пустили такие глубокие корни в его сердце, что выполоть их уже не представлялось возможным.

Итак, Сам Господь Христос истолковал притчу о сеятеле как для Своих учеников, так и для нас. Здесь все прозрачно и понятно, можно даже сказать, наглядно. Однако, дорогие братья и сестры, я берусь утверждать, что эта притча и весьма сложна для понимания. Почему?

Да потому, что эта притча говорит: есть четыре типа почвы, и, соответственно, четыре типа людей, которые по-разному относятся к Божьему Слову. Но в этой притче Господь не дает ответ на самый главный вопрос: почему это так? Почему в сердцах одних людей Божье Слово приносит плод, а в сердцах других – нет? От чего зависит, если можно так выразится, «плодородность» или «качество почвы» человеческого сердца? Делает ли эту почву плодородной именно Бог? Или, может ли человек сам должен работать над «плодородностью» почвы своего сердца, над качеством этой почвы? Возделывать эту почву, ухаживать за ней? И если да – то как?

Например, мне не раз доводилось встречать людей, не верующих в Бога, но знающих Священное Писание и знающих достаточно хорошо. Настолько хорошо, что могут спорить о содержании Писания с верующими. То есть видно, что эти неверующие люли читали и изучали Божье Слово. Так почему же оно не приносит плода в их сердцах? Потому, что они не «возделывали» почву своего сердца, не ухаживали за ней?

И самый главный вопрос: как прикажете возделывать почву человеческого сердца без Божьей Благодати? Ведь Божья Благодать – это не ответ на человеческие усилия, это безвозмездный дар. То есть Благодать – не следствие того, что человека начинает искать Бога, напротив, Благодать - это причина того, что человек начинает искать Бога. Так что даже когда человек начинает, так сказать, пробуждаться и вести более сознательную христианскую жизнь – он не вправе ставить себе это в заслугу.

Однако, вернемся к притче о сеятеле и к вопросу «качества почвы» человеческого сердца. Итак, вопрос: почему в сердцах одних людей Божье Слово приносит плод, а в сердцах других – нет? В притче о сеятеле Господь не дает нам ответа на этот вопрос. А там, где само Слово Божье молчит, там и я, как истолкователь Слова Божьего, уж простите, не имею права ничего сказать. Другой вопрос: что нам с этим делать?

Как я уже сказал, эта притча Господа сложна для истолкования, потому что в ней не объясняются причины, почему в сердцах одних людей Слово приносит плод, а в сердцах других – нет. Не объясняются причины, а, следовательно, вряд ли можно сказать, что в этой притче есть какой-то конкретный вывод. Однако, даже несмотря на то, что в этой притче нет конкретного вывода, в ней все же есть еще кое-что. А именно: в ней есть призыв.

«Сказав это, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Луки 8:15-18).

На мой взгляд, ключевые слова здесь: «наблюдайте, как вы слушаете». Я не могу дать Вам ответ на вопрос, почему в одних людях Слово Божие производит покаяние и приносит плоды, а другие люди – остаются к Божьему Слову равнодушны. Но в данном случае это и не нужно. Потому, что лично мне, как и каждому из Вас, дорогие братья и сестры, эта притча нашего Спасителя не говорит: «наблюдай, как они слушают». Нет, обращаясь к каждому из нас, Господь говорит: «наблюдай, как ты слушаешь». Точно так же, как и ученикам, услышавшим эту притчу, Господь не говорит: «наблюдайте, как слушают фарисеи и книжники» или «наблюдайте, как слушает состоятельный юноша». Нет! «Наблюдайте, как вы – ученики Христовы - слушаете».

Итак, Спаситель обращается не только к своим ученикам, но и к каждому из нас: наблюдай, как ты слушаешь! Посмотри на себя и на свою жизнь в свете Божьего Слова. Часто ли ты обращаешься к Слову Божьему? Читаешь ли его, размышляешь ли над ним? Часто ли ты пытаешься прислушаться к тому, что говорит Божье Слово тебе лично? Стремишься ли Слово изучать, чтобы через Него познать Божью Волю и строить свою жизнь в соответствие с Этой Волей? Хочешь ли ты в Слове Божьем как следует разобраться, чтобы лучше понять Бога и Его Замысел о тебе? Является ли Божье Слово для тебя, если можно так выразиться, «последней инстанцией», то есть окончательным авторитетом по всем вопросам веры и жизни? Наконец, видишь ли ты плоды Божьего Слова в своей жизни? Ведь «никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Спаситель таким образом говорит, что если семя Божьго Слова прорастает в душе, это не может не отразиться и на каждодневной жизни человека.

Так вот, Христос, говоря, «наблюдайте как вы слушаете», словно говорит: задайте себе такого рода вопросы. И если ответы на все эти вопросы – в основном отрицательные, может быть, пора что-то менять в своей христианской жизни? Например, прибегать к Божьему Слову как можно чаще, изучать его, вникать в него, стараться построить или, лучше сказать, на-строить свою жизнь в соответствие с Божьим Словом? Итак: наблюдай, как ты слушаешь. Наблюдай, как ты относишься к Божьему Слову.

Однако, дорогие братья и сестры, сразу хотел бы Вас предостеречь. Когда ты начинаешь размышлять о том, к какому типу почвы относится твое собственное сердце – всегда есть определенная опасность впасть в уныние. Потому что, мне кажется, это тот самый случай, когда совершенству действительно нет предела.

Представим себе, например, человека, который каждый день просыпается на пол часа раньше обычного чтобы это время посвятить молитве и чтению Божьего Слова. Это здорово! Но что мешает подняться не на пол часа, а на час раньше? Или что мешает вместо одной главы из Писания каждый день прочитывать две или три?

Здесь примерно та же ловушка, что и со спасением делами: ведь сколько бы ты ни сделал - всегда можно было бы сделать больше. А если ты не сделал столько, сколько мог бы сделать (то есть, не «выложился на максимум») - где гарантия, что сделал достаточно для своего спасения? Именно поэтому человек, ставящий свое спасение в зависимость от своих собственных дел – никогда не найдет покоя. И, что самое страшное, никогда не найдет крепкой уверенности во Христе как своем Спасителе.

Но если человек начинает сосредотачиваться не на себе и своих делах (или, например, своих грехах), но на Христе, как своем Спасителе, который принял за него смерть, то в свете вот этого факта – крестной смерти Христа за грехи мира (а значит и за его грехи лично) – человек начинает по-новому смотреть на мир, на себя, на свое место в этом мире и самое главное – на свои дела. Тогда и появляется покаяние и добрые дела, но уже как плоды, как следствие веры. Веры во Христа как Спасителя и Искупителя.

Так вот, вернемся к почве человеческого сердца и Слову Божию. Можно долго размышлять над тем, к какому типу почвы может относиться мое сердце: может, это почва при дороге? Или почва с сорняками? И, кстати, как мы можем это знать – каково в глазах Бога «качество почвы» наших сердец? Может, мы сами воспринимаем почву наших сердец идеальной, обработанной и удобренной, но в глазах Господа там уже давно все сорняками поросло?

Однако, как только мы начинаем сосредотачиваться не на своем сердце, но на Самом Божьем Слове – все эти вопросы как бы отпадают сами собой. Поэтому вопрос должен ставиться так: не «какова почва моего сердца?», но: «что говорит мне Божье Слово? Каков Его смысл? Чего от меня хочет Господь, даровавший мне Свое Слово? Как я могу исправить мою жизнь сообразно с тем, что говорит мне Спаситель в Своем Слове?». Именно Слово в данном случае – это главное. Потому что без семени даже самая лучшая почва никогда не принесет плода, сколько бы ты за ней ни ухаживал и как бы ты ее ни обрабатывал.

Итак, подведем итоги. «Кто имеет уши слышать, да слышит! (...) Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Если вспомнить ту самую аналогию из притчи о сеятеле – аналогию с семенами, которую приводит наш Спаситель – в сердцах одних людей Семя Слова Божьего прорастает и вырастает в полноченное растение и приносит обильный плод: «кто имеет, тому дано будет». А в сердцах других людей – Слово, увы, не прорастает и не плодоносит: «а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

Так почему одни имеют, другие – нет? Почему в сердцах одних людей Божье Слово прорастает и приносит плод, а в сердцах других – нет? Господь нам этого не говорит. И я этого не знаю.

Я знаю одно: Притча о Сеятеле говорит мне, что мне следует наблюдать за собой. Наблюдать, как я слушаю. Каково мое отношение к Божьему Слову. Мне следует стремиться изучать Боже Слово, чтобы через него познать Волю Бога – моего Спасителя - и в соответствие с этой волей строить свою жизнь. И каждому из Вас, дорогие братья и сестры, следует делать то же самое. Наблюдайте, как вы слушаете.

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (...) Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)