МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Февраля 2018 года

Sexagesimae


Ин.4, 31-38
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Ученики Христа далеко не всегда понимали своего Учителя, что, впрочем, неудивительно. Ведь они были люди простых занятий, не книжные, а воспарить к высотам духовности непосредственно от рыбачьей лодки и того, что может быть названо «народной верой», не так-то просто. В услышанных сегодня стихах из Евангелия от Иоанна мы вновь сталкиваемся с тем, что сущности , о которых говорит Иисус, воспринимаются ими совершенно в ином значении. «…ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?». Впрочем, в данном случае недоумение учеников естественно. Ведь они были отряжены в город именно за провизией, а когда вернулись, то услышали от Иисуса, что у Него есть пища, о которой они не знают. Неудивительно, что эти слова вызвали у них замешательство. Впрочем, суть не в этом, а в содержании слов Спасителя, которые ставят перед нами весьма актуальный вопрос: чем насыщать душу, чем утолять духовный голод?

Многие люди утоляют его посредством материальных приобретений. Причём испытывают радость не только от самой приобретаемой вещи, но и от того, что эта вещь не хуже чем у других, что она престижна. Купил один мой знакомый автомобиль, причём несколько не по средствам – теперь мучается с выплатой кредита. Говорю ему: ведь можно было и попроще что-нибудь взять. Нет, не можно, потому как было бы не престижно. И в самом деле, сознание того, что у тебя что-то хуже, чем у ближнего, может вызвать сильнейшую дисгармонию. Поэтому насытиться таким образом очень сложно - ведь всегда найдётся ближний, у которого материальный уровень жизни выше твоего. Соответственно, люди, не нажившие себе какого-то зримого достатка, считаются неудачниками. И если они живут в той же системе мышления, то чрезвычайно от этого страдают. Но есть и другие, живущие отнюдь не богато, но при этом полно, насыщенно, обладающие внутренним миром. Что же насыщает душу? Однажды я летел в Кисловодск. Видимость была очень хорошей, можно было без помех созерцать цепи Кавказского хребта. И вдруг, после поворота самолёта стал виден Эльбрус. Он был настолько велик, что на его фоне всё кругом сгладилось, стало восприниматься как ровное место. Вот так же и пребывание в Боге, соприкосновение с вечностью - оно поднимает к таким высотам, что с них всё находящееся ниже, изглаживается, становится несущественным. Пребывание в Боге исполняет жизнь глубочайшего смысла, даёт великую цель и ясную, благую перспективу, которую решительно никто в этом мире не в состоянии отнять. Всё сие настолько насыщает, наполняет и преображает, что отношение к повседневности становится совершенно другим. В канун Нового года мы пели хорал «Средь добрых сил укрытые чудесно» - удивительно светлый и радостный. А между тем Дитрих Бонхёффер писал его в тюрьме, причём понимал, что надежд для выхода из неё у него очень мало. И, тем не менее, его творение пронизано светом. Воспоминания узников лагерей свидетельствуют о том же самом: люди, исполненные Святого Духа, не терзались, но пребывали в мире, несмотря на тягчайшие обстоятельства. В повседневности зачастую бывает как раз наоборот: человек пребывает в весьма благоприятных обстоятельствах, но при этом страдает от пустоты и неудовлетворённости. Так вот, чтобы этого не случалось, не надо забывать о пище, о которой говорит ученикам Иисус, о пище, даваемой Его присутствием, даваемой Словом и Таинством, Его близостью, наполненностью Им. Но это только половина дела, ибо Господь говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Твоя духовная насыщенность не будет полной в том случае, если рядом стоящий ближний голоден. Вернее сказать, лично тебе твоя насыщенность в этом случае радости не доставит – если ты, конечно, не бесчувственный чурбан. Ту насыщенность, которую мы обретаем в Божественном присутствии, нужно передавать дальше, чтобы голодающие ближние также имели возможность насытиться. Но тогда вопрос: а кто голоден? Вроде бы всё у всех есть – вон сколько церквей наоткрывали. Например, в районе, где я живу, за последние 5 лет было построено 3 новых православных церкви, причём не маленькие. Но вот это-то и есть самое интересное – церкви открыли, а голодные остались. У меня есть знакомый, весьма осведомлённый о положении в РПЦ. Он как-то раз сказал мне, что на Пасху 2015 г. во всех православных церквях Москвы было порядка 100.000 человек. Не знаю, сколько участвовало в Пасхальных богослужениях неправославных христиан – предположим совершенно фантастический вариант – что их было столько же. Итого 200.000. Сама по себе цифра огромна, но ведь в Москве проживает порядка 14 миллионов человек. Таким образом, получается, что пасхальные богослужения посетило менее 2%... Вот и ответ. Внешне всего много, а на самом деле мало. Впрочем, я уверен, что каждый из вас в своём близком окружении знает людей, которые голодают и пытаются утолить этот голод суррогатами, имеющими вид пищи, но могущими создать только иллюзию насыщения. А отсюда происходит чувство глубокой внутренней неудовлетворённости. Не случайно такой востребованной сейчас стала профессия психолога, психотерапевта. Поэтому вполне справедливо говорит Господь: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Почему огромные толпы со всего Израиля шли на Иордан к Иоанну Крестителю? Да потому что изголодались по живому Слову Божию и жаждали услышать от пророка, что и как им делать. И когда Иоанн указал на Иисуса, то люди пошли к Нему. Вспомните насыщение 5000 и 4000 – ради кого Господь совершил умножение хлебов? Ради людей, которые столь неотступно слушали Его Слово, что забыли о времени и пище. Во времена Иисуса великое множество людей нуждалось в слове Божием - именно поэтому Церковь Апостольского времени столь быстро умножалась. Но кто сказал, что сейчас таких нуждающихся стало меньше? Их стало не меньше, а больше. Просто сейчас такое скверное время, что людей кормят суррогатами. Даже в обычной жизни. Например, постепенно набирает силу производство генно-модифицированной продукции, которая имеет вид нормальной пищи, но на самом деле таковой не является. Последствия такого кормления непременно скажутся в будущем, и они будут не благоприятными. То же самое происходит в духовном мире. Вокруг нас множество несчастных, обманутых людей, накормленных суррогатами Божественной истины и в силу этого ищущих утешения у рукотворных идолов нашей эпохи. Они очень нуждаются в здоровой, истиной пище – той, которую Иисус дал нам и которую призвал давать другим.

А теперь самое главное. Господь говорит: «один сеет, а другой жнёт». Людям свойственны крайности: один ужасается собственной малости, а другой полагает, что может в одиночку совершить нечто эпохальное. Но не надо делать ни то, ни другое. С одной стороны, надо сеять, не боясь скромности своего труда, а с другой, надо понимать, что пожинать плоды твоего посева будет кто-то совсем другой. Но это не повод для огорчения, потому что вне зависимости от того, сеем мы или жнём, мы совершаем совместный труд - дело Господне, тем самым служа Истинному Богу. Когда занимаешься ремеслом, результат бывает виден очень быстро и его можно легко оценить. Вот, ты сделал табуретку, вот она стоит: сядешь - сразу станет понятно, хорошо она сделана или плохо. В делах духовных такого не бывает. Процесс преображения души может длиться на протяжении всей жизни, поэтому надо быть готовым к тому, что видимых результатов, каких-то фундаментальных сдвигов не будет не то, что сразу, но на протяжении многих лет. Это нормально. Поэтому надо просто делать то, что хочет Господь – сеять. Сеять, и радоваться тому, что в свой час придёт время жатвы. А оно непременно придёт, потому что, как слышали мы сегодня у пророка Исайи: «слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Знаю человека, который всю жизнь упорствовал в материализме и не поддавался никаким назиданиям. А когда ему было за 80, смирился и принял святое крещение. Настанет час, когда у престола Божия будут подведены все итоги и тогда мы все – и сеявшие, и пожинавшие, возрадуемся великой радостью, ибо так говорит Господь: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 04.02.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор  Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)