МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Мая 2012 года

Rogate – 5 воскресенье после Пасхи


1 Тим.2,1-6а

Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.

Когда Павел писал Первое Послание Тимофею, императором в Риме был Нерон, а в Иудее царствовал очередной представитель династии Иродов. Ни тот, ни другой не принесли Церкви ничего, кроме страданий. Гонения, тюрьмы, казни – вот то, что исходило к христианам от высшего начальства. А когда высшее начальство показывает своё отношение столь недвусмысленно, не стоит ожидать, что отношение начальников среднего и низшего звена будет каким-то иным. Чтобы сохранить своё положение, свою репутацию, благоволение начальства, низшие всегда будут покорными исполнителями воли высших. Апостолу не приходилось ожидать ничего хорошего ни от императора, ни от царя, ни от поставленных ими чиновников различных рангов. Тем не менее, Павел просит за них молиться. Исходя из реалий, в которых осуществлялось служение Павла, такая просьба должна была выглядеть совершенно парадоксально. Тем не менее, верующие действительно молились за этих людей, несмотря на все их злодеяния. Вопрос лишь в том, как.

В эпоху, последовавшую за реформами Константина, в эпоху так называемой «симфонии» Церкви и государства, которую было бы правильнее назвать «Вавилонским пленением Церкви», на головы императоров и королей призывались всяческие благословения, хотя так называемые христианские правители творили не меньше беззаконий и преступлений, чем их языческие коллеги. В том числе и по отношению к верующим – в первую очередь по отношению к тем, которые веровали не так, как этого хотел правитель. Наши единоверцы испытали это на себе в полной мере. Причём не только в тех землях, в которых началась Реформация, не только во время Тридцатилетней войны, но и в России XIX столетия. Но Церковь молилась о благословении и здравствовании монарха. Возьмите Служебник Лютеранской Церкви в Российской империи. В Большой Церковной молитве стоят чрезвычайно верноподданные молитвы за царя и членов его семьи: об их здравии, благословении и всём прочем в том же духе. Читая эту молитву, можно подумать, что в отношениях Церкви и государства в то время царила полная идиллия. Но с полного одобрения императора Николая I в прибалтийских губерниях обманом и насилием совершалось обращение лютеран в православие. Причём Николай I был сущим агнцем по сравнению с Александром III, при котором наших единоверцев не только принуждали к переходу в православие, но и безжалостно ссылали в Сибирь тех, кто выражал хоть какое-то недовольство таким положением дел. В том числе и пасторов. Императора в России давно уже нет, а верноподданнический дух остался. Когда в Церкви, из которой мы вышли, был составлен новый Служебник, в большую Церковную молитву попали прошения о благословении депутатов и правительства, а мой коллега Шпит всегда просил о благословении президента и премьера. Что это? Ничто иное, как наследство монархии, при которой Церковь превратилась в один из государственных департаментов, в прислугу светской власти, всегда готовую оправдать и благословить именем Господа любую её инициативу. Это свойственно не только России. Точно также в годы нацизма Лютеранские Церкви Германии усердно молились за фюрера, призывая благословение как на него самого, так и на его начинания. Но если Церковь будет вести себя так, она никогда не будет солью земли и светочем мира. Она превратится в соль, потерявшую силу, пригодную только на выброс, на попрание. Как же нам себя вести? Воля Божия, изложенная в Св.Писании, должна исполняться, а там ясно говорится о молитве за царя и начальствующих. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.». Соответственно, для христианина не стоит вопрос, молиться или нет. Однако, молиться можно по-разному.

Что такое молитва и прошение? Это разговор с Богом. Это разговор с нашим небесным Отцом о насущных нуждах как наших собственных, так и о нуждах наших ближних. И вот, мы видим, что ближний жестоко заблуждается, творит грех, т.е. сворачивает с пути спасения на путь осуждения и смерти. Между тем, Бог же не хочет гибели грешника. Бог хочет его обращения. Поэтому, видя заблуждающегося и пребывающего в грехе, мы должны молиться о нём: молиться о его обращении от тьмы заблуждений к свету истины. Сей принцип актуален в отношении нашего знакомого или друга, но не менее актуальным он является в отношении любого человека – в том числе и в отношении к власть предержащим. Бог хочет, чтобы как можно большее число людей спаслось, поэтому мы должны молиться о них сообразно их деяниям. Чем больше неправого они творят, тем больше надо молиться об их обращении, дабы они не погибли, но перешли от смерти в жизнь, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.». Св.Писание свидетельствует нам, что по молитвам Своих верных Бог творит удивительные вещи, и даже малое их число может отвратить гнев Божий. Достаточно вспомнить, как ради всего 10 праведных Господь был готов пощадить Содом. Поэтому не имеет значения, кто находится перед нами: президент, губернатор или мусорщик. Имеет значение только одно: является человек верным Богу или принадлежит к числу не познавших Его истины. И если к числу не познавших, то надо молиться о его просвещении – такова одна из задач нашего служения. Мы должны наставлять тех, кого можем наставить и молиться о тех, кого не можем, дабы нашёлся тот, кто сможет это сделать.

Благословляющий грешника, призывающий благословение на грешника, творит зло, ибо поощряет к дальнейшим согрешениям. Обличающий грешника и молящийся о его обращении, покаянии и принятии Христа творит благо, потому что способствует спасению блуждающего во тьме и тени смертной. По той же самой причине нам надлежит по слову Иисуса молиться за врагов и за проклинающих нас – ведь они также нуждаются в спасении. Христос призвал нас, как продолжателей начатого Им дела спасения людей. А в спасении нуждаются не праведники, но грешники, пребывающие во тьме вдали от Христовой истины.

Апостол пишет: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Совершая служение спасения, мы должны опираться только на Христа. Это совершенно очевидно, потому что только Христос посредством принесённой Им искупительной жертвы в состоянии даровать грешнику оправдание и вырвать его из-под власти смерти. Остаётся только недоумевать, почему многие христиане, знающие о том, что произошло на Голгофе, ищут опоры не во Христе, а в людях, причём ищут её не столько среди живых, сколько среди умерших, которых именуют святыми. Ситуация выглядит тем более странно, что процесс канонизации проводится не Богом, а людьми, причём основания для неё во многих случаях весьма сомнительные. Конечно, можно весьма логично сказать, что, если я могу просить о поддержке со стороны живых, то почему бы не попросить о такой же поддержке со стороны почивших - особливо если учесть, что у Бога все живы. Однако, Писание не содержит никаких указаний о том, что мы можем обращаться к умершим, а вот об обращении ко Христу оно говорит очень ясно и однозначно. Соответственно, мы должны решать этот вопрос, исходя не из человеческой логики, а из повиновения Слову Божию. Устами св.Павла Господь говорит нам, что мы должны обращаться именно ко Христу. Да и как можно обращаться к кому-то другому? Ведь именно Христос взял на Себя грехи мира, именно Он принёс за нас искупительную жертву. И именно Он пребывает с нами, когда мы собираемся по имя Его. Поэтому обратимся ко Христу за помощью и поддержкой, дабы Он укрепил нас в вере и дал силы, потребные для совершения служения спасения – в том числе и для молитвы о заблудших грешниках. В том числе и о власть предержащих. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 13.05.12




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Мая 2023 - Rogate (Пастор  Е. Романенко)
22 Мая 2022 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)