МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Мая 2017 года

Rogate


Еф.3, 14-21
Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действуещею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Несколько лет назад мне дали послушать запись хора, в числе прочих сочинений, исполнявшего мессу современного российского композитора. Услышанное не вызвало ничего, кроме разочарования, потому что с мессой не имело ничего общего. Обращение с каноническим текстом в высшей степени вольное и вписать такую музыку в контекст богослужения было бы затруднительно. Т.е., композитор взял форму мессы, но не смог наполнить её, т.к. сделал её средством для выражения самого себя, в то время как композиция данного жанра должна выражать истину Бога, Его присутствие среди нас. Эта же причина – выражение не Божьей истины, но человеческих желаний – привела к кризису Церкви в Европе и Соединённых Штатах. Возьмём такое широко известное явление как женское «священство». Оно не имеет ничего общего с духовностью. Это не более чем следствие политического движения. А когда в церковную жизнь вмешивается политика, не происходит ничего хорошего - только лишь расколы, разделения и уменьшение свидетельствующей силы Церкви. Ещё в больший упадок ввергают сегодняшнюю Церковь попытки навязать ей гомосексуализм, как норму церковной жизни. Но проблем хватает даже без таких уродливых крайностей. Когда в огромном храме на воскресном богослужении присутствует 25 человек, дело плохо. Но чего ещё можно ожидать, если пастор, взяв за основу проповеди одно из исцелений, совершённых Христом, рассказывает о чудесах современной медицины, ни сказав при этом ни слова о Спасителе? Церковь, в которой живут не по Божественной заповеди, но по человеческим установлениям; Церковь, в которой вместо Слова Божия проповедуют человеческие достижения, уже не Церковь, потому что краеугольным камнем в ней является не Бог, а человек. Истинная же Церковь должна быть обращена к Богу и центром её жизни должен быть Христос. Об этом напоминают нам услышанные сегодня слова апостола Павла: «Да даст вам <Бог> по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Человек любит поговорить о себе, привлечь внимание к своей персоне, к своей точке зрения. Для мира это вполне естественно и нормально. Но в Церкви такого быть не должно, потому что христианин призван привлекать внимание не к себе, а ко Христу. Понятно, что люди могут присоединяться к Церкви по разным причинам: кто-то хочет подчеркнуть свою этническую принадлежность, кто-то следует семейной традиции и т.д. Но Церковь существует не для этого. Предельно глупо искать в ней человеческое, потому что в Церкви надо искать Божественное. В Церковь надо приходить для того, чтобы встретиться со Христом и пребывать с Ним. В Церковь надо приходить не для того, чтобы говорить самим, но для того, чтобы услышать Господа. Мы приходим в Церковь, присоединяемся к народу Божию для того, чтобы проникнуться Самим Христом, Его Святым Духом, до такой степени, чтобы ощущение Его присутствия стало постоянным фактором бытия.

Присутствие Христа, действие Его Святого Духа преображает верующего. Преображает настолько, что христианин, даже обретаясь в миру, предпочитает говорить не о себе, а о благодати Божией. Павел желает нам «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». А когда ты преисполняешься чем-либо, когда ты чем-то восхищен, захвачен, тогда становится невозможно молчать. Вопрос лишь в том, чем именно быть захваченным. Ведь в жизни так много интересов. А Бог… Ну что там, сходим в воскресенье к мессе, утром помолимся, вечером помолимся и всё хорошо. Хорошо ли? Нет. С высот такого понимания очень просто съехать в чисто формальное христианство – проще, чем может показаться на первый взгляд. Отличие христианина в том, что Бог для него всегда стоит на первом месте. А первое место заключается не в том, что ты потрясаешь Библией при каждом удобном случае и вообще знаешь её наизусть, а в том, что Христос пребывает в тебе и с тобой, давая возможность погрузиться в Его любовь. Как уже было сказано, эта погружённость меняет, потому что в этом случае не ты сам по себе, но Христос в тебе. А если Христос в тебе, то, например, ты уже не можешь быть агрессивным по отношению к ближнему, потому что любишь его. И даже если ближний согрешил, то ты молишься о нём и стремишься помочь, а не закидываешь камнями. Если Христос в тебе, то во время молитвы ты не обрушиваешь на Него список своих пожеланий, а слушаешь Его голос внутри себя, чтобы понять, что Он хочет от тебя и как тебе исполнить волю Его. Для христианина молитва - не средство решения земных проблем, а обращение ко Христу ради слияния с Ним, обращение к Нему ради полной отдачи себя в Его руки. В центре жизни со Христом стоит воскресенье – день, посвящённый Богу, в который мы собираемся вместе для того, чтобы напитаться Словом, ощутить благодать общей молитвы и общения святых, чтобы совершенно особенным образом воссоединиться со Христом в Таинстве Евхаристии. Но при этом надо иметь в виду, что Плоть и Кровь Христовы – не таблетка, которую можно принять, запить, тут же об этом забыть, а она будет действовать во благо. Наше исповедание учит, что действие Таинства находится в прямой зависимости от внутреннего состояния принимающего. И если ты дал Христу войти для того, чтобы тут же забыть об этом, ничего хорошего не получится. Поэтому на Христе и Его благодати надлежит сосредотачиваться не только во время совершения Таинства, но и во все дни жизни на этой земле. Мы приходим ко Христу и воссоединяемся с Ним для того, чтобы обрести возможность подняться над самими собой, сосредоточиться не на земном, но на небесном. Мы сосредотачиваемся на небесном для того, чтобы оценить повседневность с точки зрения вечности, расставить приоритеты именно в соответствии с вечными ценностями, а затем приступить к решению земных проблем в соответствии с волей Бога. И только в этом случае мы становимся в состоянии совершить то, что впоследствии принесёт в нас обильный плод в жизнь вечную.

В начале я говорил о примерах существующей в Церкви мерзости, которая наносит огромный ущерб свидетельствующей силе Божьего народа. Но, благодарение Богу, есть и другие примеры. Община пользующегося ныне всемирной известностью монастыря в Тезе началась с 10 человек. За сравнительно короткий промежуток времени она превратилась в огромный паломнический центр, в который каждый год приезжает несколько десятков тысяч паломников. В чём сила этой общины? Почему в наш развращённый век падшей духовности она притягивает к себе столько народа? Это происходит потому, что там возвещается только Христос-Спаситель и Слово Божие. Там не сосредотачиваются на конфессиональных различиях, там не пытаются доказать, что прав тот или другой. Там не пытаются превратить Евангелие в средство для выражения политических взглядов или этнической принадлежности. Там говорят о самом главном для каждого верующего или пребывающего в поисках веры: о воплощении, служении, страданиях, смерти и воскресении Христа, а также о Его великой любви. В Тезе не пытаются вывести вперёд человеческие амбиции. Именно поэтому тамошняя братия пребывает в мире и единстве, хотя и принадлежит к разным исповеданиям. В этом месте сосредотачиваются на Христе. И, благодаря этой общине, мы можем видеть, что когда в каком-то месте сосредотачиваются именно на Христе, а не на ком-то или чём-то другом, там начинает сиять свет небес, привлекая как верных, так и ищущих; там совершается нечто по-настоящему значимое. Причём стены не имеют значения. Большая церковь в Тезе способна привести в ужас любого поклонника классической архитектуры, но это не мешает сиянию Св.Духа. И точно также, несмотря на отсутствие архитектурных красот, Он будет сиять среди нас, в нашей общине, если мы сосредоточимся на этом сиянии. Потому что, как говорит св.Павел, Бог «действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем». Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Мая 2024 - Rogate (Пастор  Е. Романенко)
07 Мая 2023 - Rogate (Пастор  Е. Романенко)
22 Мая 2022 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)