МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Мая 2023 года

Rogate


Ефесянам 3:13-21
13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14. Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа,
15. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17. верою вселиться Христу в сердца ваши,
18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота,
19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Дорогие братья и сестры,
Около 1168 г. датский король Вольдемар Ι Великий захватил остров Руян, (ныне известный как Рюген, что у берегов Германии в Балтийском море). В те времена на этом острове жили славянские пираты, которые своими набегами не давали покоя прибрежным балтийским землям. Славяне эти были язычниками и поклонялись грозному богу войны Ругевиту, которому приносили в том числе и человеческие жертвы. Так вот, король Вольдемар, взяв их город, велел срубить этого грозного идола и бросить его в море.

У Алексея Константиновича Толстого есть очень красивое стихотворение, стилизованное под средневековую балладу и описывающее эти события – «Ругевит». И в конце этого стихотворения Толстой описывает чувства язычников по отношению к своему божеству таким образом (здесь как раз описывается момент, когда идол Ругевита сбрасывается в море):
"И к берегу, рыдая, все бежали,
Мужи и старцы, женщины с детьми;
Был вой кругом. В неслыханной печали:
«Встань, Ругевит!— мы вслед ему кричали, —
Воспрянь, наш бог, и [данов] разгроми!»

Но он не встал. Где об утес громадный
Дробясь, кипит и пенится прибой,
Он с крутизны низвергнут беспощадно;
Всплеснув, валы его схватили жадно
И унесли, крутя перед собой.

Так поплыл прочь от нашего он края
И отомстить врагам своим не мог.
Дивились мы, друг друга вопрошая:
«Где ж мощь его? Где власть его святая?
Наш Ругевит ужели был не бог?»

И, пробудясь от первого испугу,
Мы не нашли былой к нему любви
И разошлись в раздумии по лугу,
Сказав: «Плыви, в беде не спасший Ругу,
Дубовый бог! Плыви себе, плыви!»".
(А.К. Толстой, "Ругевит")

Мне кажется, А.К. Толстой очень хорошо уловил мироощущение язычников. В том, как быстро они разочаровались в своем боге, есть определенная логика. Для язычника боги не абсолютны, но относительны. Это могущественные силы, с которыми можно выйти на связь, и умилостивить их жертвами, чтобы получить от них то, что хочешь.

А если грозный Ругевит, бог войны, не смог защитить самого себя – как он сможет защитить тех, кто приносил ему жертвы? "Вот и пусть себе плывет" - рассуждают язычники. Видимо, лучше найти себе покровителя помощнее.

Но это язычники. А что же мы, христиане? Ведь мы тоже каждый день взываем к Богу в наших молитвах. Мы тоже обращаемся к Богу с прошениями - с просьбами о помощи, о поддержке, о защите. Мы просим Всемогущего Творца помочь нам в наших каждодневных нуждах, разрешить те или иные наши проблемы или проблемы других людей.

Однако, Бог не всегда отвечает на наши молитвы так, как нам хотелось бы. Он не всегда делает так, как мы просим. Конечно, бывает так, что Бог, как говорится "слышит наши молитвы" и всё устраивает к лучшему. Однако, так происходит не всегда. Думаю, у каждого из нас в нашем жизненном опыте найдется несколько таких случаев: мы просили Бога о чём-то, но Он в своей Суверенной Верховной Власти над творением распоряжался по-Своему. Я сам, например, помню как долго молился об исцелении одного тяжело больного человека, но в результате Господу было угодно забрать этого человека к себе (т.е. человек этот скончался).

И вот, в такие минуты, честно вам признаюсь, чувствуешь определенное разочарование. Конечно, это не такого рода разочарование, которое испытали славяне-язычники, когда их бог Ругевит был сброшен в море. Думаю, они даже не особенно сочувствовали своему божеству: "Не защитил нас и наш город - ну и шут с ним, пусть себе плывёт!". Но ведь мы, христиане, верим в Бога, который существенно отличается от истукана язычников. Наш Бог - это не некая "прикладная" сила, с которой можно договориться или с которой можно сторговаться. Это Творец Неба и Земли, который Своей Верховной и Суверенной Властью каждую секунду бытия поддерживает всё творение. И ты как человек хорошо понимаешь, что с Творцом и Владыкой Вселенной спорить бесполезно (как раз об этом повествует книга Иова).

Поэтому в твоей душе рождается не столько разочарование в Боге, сколько разочарование... в молитве. Действительно: если Бог есть Верховный Властитель Вселенной, который всё равно всё сделает по-Своему и именно так как Он замыслил прежде сотворения мира - зачем вообще ему молиться, зачем просить его о чём-то?

Ведь создается ощущение, что в таком случае наша молитва становится своего рода игрой с монеткой в "орёл-решка": мы просили о чём-то Всемогущего Творца, и если его Предвечный Замысел совпал с нашими прошениями - ну что же, замечательно; а если не совпал - ну что же, Он ведь Владыка Вселенной, мы не сможем ничего ему "предъявить", с ним бесполезно спорить.

Но в таком случае какой смысл молиться? Зачем вообще нужна молитва?

Вот, думаю, ответ на этот вопрос мы найдём если внимательно посмотрим на сегодняшний отрывок из послания к Ефесянам, посвящённый как раз молитве. И вот что интересно: говоря о молитве, Апостол начинает отнюдь не с темы соотношения наших желаний с Божьей Суверенной Волей. Он начинает вот с чего: "... И потому я преклоняю колени перед Отцом [Господа нашего Иисуса Христа], от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на земле" (Ефесянам 3:14-15, перевод РБО).

Итак, в первую очередь Апостол "преклоняет колени". Здесь речь не столько о положении тела, сколько о том, что это положение тела символизирует. В древние времена такое преклонение колен было символом поклонения.

А поклонение было своего рода символическим актом признания чьей бы то ни было власти над собой. В древние времена нравы были очень суровые и люди часто носили с собой оружие. И если ты становился перед кем бы то ни было на колени и преклонял перед ним голову - ты тем самым подчёркивал, что полностью отдаёшь себя во власть того, перед кем ты преклоняешься. Ведь ты таким образом давал этому человеку возможность вытащить оружие из ножен и в любой момент снести тебе голову. Другими словами, ты полностью отдавал себя на молость этому человеку. И вот, Павел "преклоняет колена перед Богом", он использует принятый тогда в обществе символический язык, чтобы показать: в момент молитвы Апостол полностью отдаёт себя во власть Бога.

И таким образом, первый важный вывод, который мы с Вами можем извлечь из данного текста: настоящая молитва начинается с поклонения. Причём, речь здесь идет не столько о положении тела, сколько о настрое нашего сердца: приступая к молитве, мы должны чётко осознавать, кто такой Бог и какое положение по отношению к Нему мы занимаем. Мы должны осознавать, что мы отдаём себя в Его Власть и Его Милость, потому что в Его Власти мы и находимся и только по Милости Его мы до сих пор живём и существуем. А значит мы должны осознавать всё Его Величие и понимать, мы не имеем права диктовать свои условия Тому, по милости Кого мы живём на этой земле. Короче говоря, мы должны признать, что превыше Бога нет никого и ничего во вселенной.

Итак, первая важнейшая составляющая молитвы: поклонение. И такое поклонение заставляет человека серьезно задуматься о своем месте в этой вселенной. Как сказано в Псалме 8: "Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Псалом 8:4-5, Синодальный перевод). Такое поклонение невозможно без смирения. Без того, чтобы хотя бы на некоторое время забыть о себе. Сосредоточиться не на том, кто ты есть и чего ты хочешь, но сосредоточиться на Творце Вселенной, к которому ты обращаешься. И осознать, что ты имеешь величайшую привилегию - на своем собственном языке обратиться к Тому, Кто сотворил безграничное космическое пространство над твоей головой.

Ну что же, это первый шаг молитвы, поклонение. Теперь давайте посмотрим на следующий шаг, точнее на два следующих шага, каждый из которых можно рассмотреть в отдельности, однако, позже мы увидим, как они взаимосвязаны.

Итак, вот что Апостол говорит далее: "...и прошу [Бога] наделить вас силой из сокровищ Своей Славы, даровав Духа [Его Святого], чтобы внутренний человек в вас становился крепче" (Ефесянам 3:16-17, перевод РБО).

Конечно, Павел здесь просит не о себе, он просит о членах эфесской церковной общины. Однако, то, что он здесь говорит, применимо не только к христианам Эфеса, но и к самому Павлу и вообще ко всякому человеку. Павел просит о внутреннем преображении и обновлении духа и сердца эфесских христиан. "Внутренний человек", о котором Апостол ведет речь - это и есть наша душа, наша внутренняя и истинная сущность. Можно сказать, совокупность всего, что представляет из себя человеческая личность. И в течение жизни каждого христианина этот внутренний человек возрастает и обновляется даже тогда, когда наша внешняя телесная оболочка постепенно увядает (2 Кор 4:16-17).

Так вот, этот процесс обновления и возрастания, укрепления внутреннего человека происходит благодаря Силе и Действию Святого Духа, который пробуждает и сохраняет в христианах веру, который наставляет христиан, ведя их к Истине (Иоанна 16:13), который помогает нам бороться с грехом и стремиться к святости.

Итак, вот второй шаг молитвы, о котором говорит здесь Павел: молитва начинается с поклонения, а продолжиться она должна стремлением человека ко внутреннему преображению. Нашему пораженному грехом переменчивому сердцу прежде всего нужны внутренние изменения - чтобы оно исцелялось изнутри, очищалось от греха и преображалось силой Духа Святого.

А вот теперь давайте посмотрим на третий шаг, который неизменно связан с первым и вторым шагами: "...чтобы внутренний человек в вас становился крепче, чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце. Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом. И тогда вы будете достаточно сильны, чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание. И тогда вы станете столь совершенны, что достигнете полноты совершенства Бога!" (Ефесянам 3:17-19, перевод РБО)

После осознания необходимости внутреннего преображения, Павел сосредотачивается в своей молитве на Единородном Божьем Сыне Иисусе Христе. И не просто на Христе, но на любви Христа. Той самой любви, которая была явлена нам когда Христос взошел на крест Голгофы чтобы умереть за нас и принять на Себя наши грехи, так чтобы всякий, кто уверует в Него не погиб, но обрёл вечную жизнь (Иоанна 3:14-16).

В крестной жертве Христа была явлена Божья любовь к нам, как и говорит об этом всё тот же Апостол Павел, но уже в Послании к Римлянам: "...Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что еще тогда, когда мы были грешниками, Христос умер за нас! Ведь будучи еще врагами [Богу], мы примирились с Богом через смерть Его Сына — тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизнь" (здесь имеется в виду воскресение Христа - прим. авт.; Римлянам 5:8-10, перевод РБО). И вот именно необъятную глубину этой Христовой Любви Апостол и предлагает осознать и прочувствовать христианам из эфесской общины.

Вот в чём состоит третий шаг: молитва Апостола в конце концов сосредотачивается на Личности Богочеловека Иисуса Христа, который и есть наш путь к Богу; потому что именно благодаря Крестной Жертве Христа мы осознаём глубину Божьей любви к нашему падшему и грешному миру.

То есть основной вывод этого шага можно сформулировать так: с признания Верховной Власти Бога начинается и познание Его Милости и Любви.

Итак, вот три шага молитвы, о которых Павел говорит в Послании к Ефесянам. Первое: истинное поклонение Богу Отцу, творцу всего сущего; второе: жажда внутреннего преображения силой Святого Духа; третье: сосредоточение на Иисусе Христе и на Божьей Любви, которая была явлена нам в Голгофской жертве.

Вот именно этот, если можно так выразиться, "пошаговый алгоритм" молитвы, который предлагает нам Павел - и есть прекрасный ответ на вопрос, который мы поставили в начале: "Зачем (нам) вообще молиться?".

Ответ: затем, что молитва дана нам не только для того, чтобы озвучить Богу те или иные наши прошения, те или иные наши устремления и желания. Молитва дана нам также для того, чтобы понять, кто есть Бог и кто есть мы перед Ним; и чтобы с учётом того, Кто есть Бог и кто мы перед Ним, мы могли осознать и необходимость внутреннего преображения (и в конечном итоге - Спасения), чтобы осознать Любовь Бога, явленную нам в Иисусе Христе.

Согласитесь, такой процесс молитвы гораздо глубже и осмысленнее, чем просто те или иные прошения или желания,о которых мы можем сказать нашему Творцу. Конечно, все эти шаги молитвы, о которых говорит Павел, не исключают прошений о наших каждодневных нуждах или горестях; и не исключают благодарности Богу за Его милостивую заботу о нас - за то, что Бог каждый день дарует нам всё, что нам необходимо для жизни.

Однако, именно такой подход к молитве, который предлагает нам Апостол в услышанном нами сегодня отрывке из Послания к Ефесянам не позволяет христианской молитве выродиться в некое подобие языческого жертвоприношения, об успешности которого можно судить по тому, исполнило или не исполнило божество просьбы жертвующих. Именно такой подход к молитве (предлагаемый Апостолом) позволяет нам понять, что Бог, к которому мы обращаемся - это не какой-то языческий божок, которого можно пустить плавать по морю в случае, если мы в нем разочаровались.

А потому, дорогие братья и сёстры, имеет смысли прислушаться к тому, что говорит здесь Апостол. И стараться приступать к молитве именно так - в истинном поклонении Богу, с жаждой быть внутренне преображенным Божьим Духом и памятуя о величии и значимости Крестной Жертвы Христа. Именно это позволит нам в молитве сосредоточиться не столько на себе, сколько на Боге, к которому эта молитва обращена. "... Пусть любовь - говорит Апостол - станет вашим корнем и фундаментом. И тогда вы будете достаточно сильны, чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

22 Мая 2022 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)