МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Мая 2009 года

Rogate – пятое воскресенье после Пасхи


Исход 17, 8-13

В XVIII столетии Екатерина II пригласила немецких крестьян переселиться в Российскую Империю, пообещав наделить их землёй и даровать всевозможные льготы на время обустройства. Прибыв в Россию без особых проблем, эти люди были размещены на пустующих землях, на которых и расселились благополучно и мирно. Когда израильтяне вошли в землю, обещанную им Богом, то увидели, что эта земля не только не пустует, но и весьма плотно заселена. Именно поэтому народ Божий утверждался на святой Земле посредством битв. И его путь к земле обетованной также вёл через многочисленные сражения – в том числе и через сражение с амалекитянами, о котором мы только что прочитали в Книге Исход. События времени Исхода неоднократно сопровождались удивительными знамениями и чудесами, посредством которых являла себя сила Господа. Об одном из таких чудес мы только что слышали. Его следствием стала победа народа Божия в одной из битв на пути к земле обетованной.

Мы живём в земле, отделённой от Палестины несколькими тысячами километров. От событий, описанных в Книге Исход, нас отделяет несколько тысяч лет. Поэтому сами по себе военные успехи древних евреев для нас не имеют никакого значения. Мы бы и не вспоминали о сражении с амалектиянами, которое, с точки зрения современности, является мелкой варварской стычкой, если бы не путь, которым была достигнута победа. Дело в том, что этот путь является наглядным символом действенности связи между Богом и Его верными. Битва с амалекитянами – не единственная, в которой была явлена мощь Божественной десницы. Достаточно вспомнить то сражение, в котором по молитве Иисуса Навина остановилось солнце – а вернее сказать, когда посредством чуда было продлено светлое время суток. Но в битве с Амаликом победа напрямую зависит от благословения Божия, исходящего на народ через воздетые руки Моисея: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик». Капля воды отражает окружающий её мир. Точно также битва, о которой мы говорим, отражает в себе всю историю Израиля. Пока народ пребывал в единстве с Богом, пока пребывал под Его благословением, всё было хорошо. Как только люди отступались от Бога, а соответственно и от Его благословения, начинались большие проблемы, а иногда случались и подлинные катастрофы.

Время, в которое происходили события, описанные в Книге Исход, было жестоким временем. Человеческая жизнь стоила дёшево. Вернее сказать, она вообще не считалась ценностью, а о правах человека тогда в принципе никто не задумывался. Под стать времени было и Господни откровения – вернее сказать, способы передачи таковых. Бог являл Свою волю грубо и зримо – соответственно тогдашнему уровню восприятия – и благодаря этой грубости она была понятна и легко доступна. Мы, ныне живущие, во многом другие. Мы стали образованнее, мы знаем больше, во многом мы несравненно утончённее наших предшественников. Изменились отношения между людьми и вообще очень многое. Иисус говорит не так, как Моисей, хотя возвещает волю того же самого Бога, который говорил с Моисеем из неопалимой купины. Более того. Иисус очень часто ссылается на Моисея и цитирует Писания Ветхого Завета. Но Его ссылки, всякий раз, когда они делаются, побуждают не к буквальному прочтению древних текстов, а к их переосмыслению в свете Евангелия благодати, проповедуемого Спасителем. Так происходит потому, что Слово Христа рассчитано на повзрослевшее человечество. Со времени первого возвещения Евангелия минуло два тысячелетия, в течение которых люди не стояли на месте, но двигались по пути духовного роста, взрослели, дабы, по словам Апостола Павла, иметь возможность перейти от молока к твёрдой пище. Однако, стремясь повзрослеть, они в чём-то сами себя перехитрили. Это часто бывает с подростками, всеми правдами и неправдами стремящимися вкусить то, что они понимают под «взрослой жизнью». Исход из Египта произошёл примерно 3500 лет назад. За это время люди умудрились утратить ясность в отношениях с Богом – ту самую ясность, которой проникнут Ветхий Завет. Сегодняшнее христианство настолько запуталось само в себе, что в результате своих умствований дошло до отрицания Св.Писания, как непогрешимого источника Божественного Откровения; нивелировало понятие греха, утратило веру в Страшный Суд, в спасение одних и осуждение других и т.д. Если так пойдёт дальше, то мы рискуем последовать некоторым сектантским учениям и утратить веру в Божественность Христа. Ну а в финале можно вообще утратить веру в Бога. Кстати, когда я учился в семинарии, то слушая лекции некоторых преподавателей, понял, что если искренне принять то, что они говорят, принять их систему воззрений, то вера будет утрачена – для неё попросту не останется места. И вместо общения с Богом живым и истинным, вместо Его откровения мы получим очередную философскую систему – одну из многих и не более того. Но что такое человеческая мудрость и куда она может привести? Судя по всему, никуда, ибо она не в состоянии познать и понять Бога. Именно поэтому и написал св.Павел: «Когда мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Один из лозунгов Реформации гласит «Ad fontes», что означает «К источникам». Этот лозунг призывает нас оставить человеческую премудрость со всей её изощрённостью и обратиться непосредственно к Слову Божию, дабы познать волю Творца по первоисточнику. В Писании есть всё, что нужно для спасения. В том числе там есть немало слов о молитве, о её действенности, о связи с Богом, о Божественном благословении. Ведь именно молитва вводит нас в состояние единства с нашим Небесным Отцом. А это единство, равно как и Господне благословение, нужно сегодня не меньше, чем во времена Моисея. Оно вводит нас под защиту Бога, оно даёт возможность победить, оно даёт возможность быть выведенным из самого невозможного положения. Поистине, когда Бог с нами, окружающий мир меняется. Но для того, чтобы Бог был с нами, и мы должны быть с Ним. Быть не формально, не по обязанности или ради проформы, но искренне, от глубины души и постоянно. Только в этом случае Он действительно пребудет с нами, и Его рука сотворит великие чудеса ради нашего охранения.

Но что нам сделать для того, чтобы действительно быть с Богом? На протяжении долгого времени мысли людей не выходили за пределы чисто материальных сущностей, поэтому в храмы текли щедрые приношения. Но всё, что находится на земле, принадлежит не нам, а Богу. Именно поэтому любое материальное приношение не только бессмысленно, но и похоже на утончённое глумление над Всевышним. Господь хочет и ждёт от нас иных приношений. Он хочет, чтобы мы отдали Ему своё внимание, своё сердце, чтобы ответили любовью на любовь, ибо именно взаимная любовь соединяет в единое целое. И если сможем дать сие, если сможем воссоединиться с Господом, то обретём Его силу, которая поможет нам выстоять и победить. Выстоять и победить в той великой битве, имя которой – жизнь. Выстоять и победить - подобно тому, как Иисус Навин победил амалектиян благодаря благословению Божию, ниспосланному через Моисея. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели; и тогда … Аарон и Ор поддерживали руки его … И были руки его подняты до захожденья солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его остриём меча.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)