МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Мая 2016 года

Rogate


Деян.16, 25-34
Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Внезапное заключение в тюрьму навряд ли можно отнести к приятным событиям. Особливо если ты не рецидивист, а нормальный человек, не совершивший никакого преступления. Естественной реакцией на случившееся скорее всего станут ошеломлённость, отчаяние, депрессия. Тем более, что тюрьма, которая, по логике должна быть не более чем местом лишения свободы, на самом деле является местом мучений, издевательств и унижений. Это даже в наше время с его помешанностью на правах человека. А уж во времена Апостолов тем более. И если уж современная тюрьма далека от всякой комфортности, то в I веке ни о чём подобном говорить вообще не приходилось. Взять хотя бы, что узники были скованы общей цепью, и никаких отдельных отхожих мест с вентиляцией предусмотрено не было. Именно в такую тюрьму попадают Павел и Сила. И что же – они впадают в отчаяние и депрессию? Никоим образом. Они не рыдают и не жалуются на несправедливость – они молятся. Молиться, правда, тоже можно по-разному. Разве не сказано в Псалме 21 «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего»? Но Павел и Сила молятся иначе. Они воспевают Бога, т.е. поют хвалебные или благодарственные гимны. Поистине, это фантастическая ситуация: люди, безвинно ввергнутые в тюрьму, обретающиеся в зловонии и нечистотах, не обращают к Богу сетований или просьб об освобождении, но хвалят и благодарят Его! Это настолько удивительно, что другие узники, несмотря на позднее время, не просят их замолчать, но слушают. Благодаря чему такое поведение апостолов становится возможным? Благодаря вере.

Мы периодически говорим о том, что вера есть ни что иное, как доверие Богу. В истории, поведанной нам св.Лукой, мы находим сему подтверждение. Павел и Сила ведут себя столь необычно именно потому, что доверяют Христу, Который призвал их на служение, указал, куда нужно идти, и дал дары, необходимые для исполнения данного им поручения. Т.е. их служение совершается отнюдь не по собственной инициативе – они поставлены на него Христом. И если Он направлял их до сих пор, то будет направлять и дальше, поэтому оснований для беспокойства, отчаяния или уныния нет никаких. Jehowah ire - Господь усмотрит. И Господь действительно усматривает: «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели». Последующие события привели не только к освобождению апостолов, но и к обращению темничного стража и его крещению. Что из всего этого следует?

Прежде всего, если уж ты доверился Богу, то не надо сомневаться в Нём. Если мы действительно веруем, то можем спокойно совершать свой жизненный путь вне зависимости от внешних обстоятельств. Даже в том случае, если указанные обстоятельства неблагоприятны - даже настолько, как у Павла и Силы. Это принципиально важный момент, т.к. среди христиан, не вполне понимающих сущность последования за Христом, существует представление, что Господь, если уж они изъявили желание быть с Ним, должен охранять их от всех житейских неприятностей. Поэтому любое осложнение, любая неблагоприятная ситуация отталкивает их от Бога. Вот, например, в нашем приходе – переход в съёмное помещение вверг некоторых из нас в пессимизм. Незадолго до собрания наш председатель, уточная списки, говорил с одним из таковых. Реплики «с той стороны» сводились к нытью на тему: а какие у нас перспективы, а что мы можем? Такие умонастроения появляются тогда, когда забывают, что принадлежность к Божьему народу – не страховой полис. Христианин существует не абстрактно, а в качестве исполнителя своего предназначения, своего христианского призвания. И если он исполняет таковое, то Бог создаёт возможности для этого исполнения, причём сии возможности порою бывают весьма необычны, как, например, обращение темничного стража, о котором мы прочитали сегодня в Книге Деяний. Находясь в темнице, Павел и Сила имели все основания для нытья и вопросов о том, каковы же у них перспективы. Но они не ноют, а свидетельствуют о своей вере, и когда совершается чудо, Павел использует сложившуюся ситуацию не для того, чтобы сбежать, а для проповеди. В этом суть дела. Если мы имеем рвение к исполнению своего предназначения, то Бог создаст условия для его осуществления и поможет его осуществить. Но если предназначение не осуществляется, то мы окажемся предоставлены сами себе. Христианство не есть путь достижения земного благополучия - это путь достижения вечности. Бог ведёт нас не к обретению апартаментов в 500 м2, а к обретению Небесного Царства и помогает двигаться именно в этом направлении, а не в каком-то ином. Это чрезвычайно важно понять, для того, чтобы строить отношения с Богом правильным образом – т.е., не ожидать от Него того, чего Он никогда не обещал и не испытывать разочарования, если обстоятельства повседневности неблагоприятны. Надлежит помнить, что неблагоприятное для нынешней жизни совершенно не означает неблагоприятного для вечности и для исполнения своего предназначения, что мы и видим на примере Павла и Силы. Их преходящие обстоятельства неблагоприятны, но благодаря таковым, совершается обращение и крещение целой семьи – т.е. для вечности они благие. Следовательно, нам надлежит думать не о преходящем, а о вечном, делать то, к чему мы призваны Богом и полностью доверять Ему, давая возможность вести нас к исполнению нашего предназначения и к Небесному Царству.

Темничный страж понял случившееся абсолютно правильным образом. Именно поэтому, прежде всего, он выводит Павла и Силу из темницы, совершая тем самым должностное преступление. А в те времена за должностные преступления получали не выговоры с занесением или без, а куда более радикальные наказания вплоть до казни. Не случайно, думая что узники разбежались, сторож хотел убить себя и только слова Павла о том, что все узники на месте, остановили его. Самовольный вывод им Апостолов хотя и не повлёк бы таких последствий, как бегство всех узников, тем не менее был деянием наказуемым. Но страж думает не об этом. И потому спрашивает у Апостолов не о второстепенном, а о главном: «государи мои! что мне делать, чтобы спастись?». Ответ, данный Павлом, актуален не только для стража, но и для каждого человека: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой». Что происходит дальше? Страж со всем своим домом принимает крещение, после чего находится отнюдь не в страхе перед вполне вероятным гневом начальства, а в радости – радости обретения правильного пути. «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога».

Господь да поможет нам, назидаясь примером святых Апостолов, поступать так же, как они - т.е., всецело доверяя Богу, исполнять своё предназначение, не впадая в уныние от неблагоприятных обстоятельств, ибо Призвавший нас на служение даст всё необходимое для его наилучшего исполнения. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.05.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)