МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Мая 2015 года

Rogate


Мф.6, 5-8
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Наше время с полным основанием может быть названо эпохой публичного бесстыдства, ибо именно в наше время произошло вытаскивание интимных, сугубо личных моментов бытия на всеобщее обозрение. Соответственно, появились люди, сделавшие таковое вытаскивание своей профессией и терпеливо охотящиеся за намеченными жертвами. Многие известные личности вынуждены скрываться за высокими заборами и глухими стенами, дабы не стать добычей стервятников с камерами. Но бесстыдны не только охотники за чужими секретами. Куда большее бесстыдство являют люди, охотно и преднамеренно выставляющие свою личную жизнь напоказ. Именно благодаря им любители сплетен получают обильный материал для смакования. Несколько недель назад, ожидая своей очереди в лечебнице, благодаря имеющемуся в приёмной телевизору, я видел интервью с женой давно умершего киноактёра Басова, где она со всеми подробностями излагала, насколько это был невозможный человек, и почему она была вынуждена от него уйти. Такого рода выступления совершенно противоестественны и являются свидетельством искажённости массового сознания, ибо такого рода передачи не могли бы возникнуть, не пользуйся они спросом. Люди перестали видеть различие между жизнью общественно-публичной и личной. Различие же, причём принципиальное, заключается в том, что личная жизнь принадлежит тебе и только лишь тебе. И никто, за исключением узкого круга особо доверенных лиц, не должен, не имеет права с нею соприкасаться.

Сказанное об общении людей вполне может быть применено и к общению с Богом. Таковое также разделяется на общественное и личное. Общественное происходит во время богослужения, когда мы собираемся именно для того, чтобы совместно исповедовать свою веру, и, в соответствии с обетованиями Иисуса, вознести к Вышнему престолу нашу общую молитву. И не должно быть так, чтобы в тот момент, когда вся община совместно молится о чём-либо, кто-то обращался к Богу отдельно от неё, потому что это будет противоречием самому смыслу богослужения. А вот личное общение должно осуществляться совершенно иначе: без свидетелей – так, чтобы в нём не было иных участников, кроме Бога и тебя. Именно об этом и говорит нам Иисус: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.». Ведь личная молитва – это разговор с Небесным Отцом о самом важном, самом сокровенном – разговор, который не должен слышать никто, подобно тому, как никто сторонний не может слышать говоримое во время исповеди. Ничто не должно мешать, ничто не должно отвлекать. Более того. Ответ на подобную молитву может быть таким, что о нём также не следует говорить никому. Скажешь – и тут же почувствуешь, что согрешил.

Новый Завет открыл нам Бога, как любящего Отца, поэтому и отношения с Ним должны строиться именно как с отцом. В т.ч. личная молитва, т.е. разговор о важном и сокровенном должен быть именно разговором, а не зачитыванием печатных текстов. Потому что с Ним надо говорить о своём, о том, что волнует именно тебя. Представьте себе, как бы складывалось наше общение с родителями, если бы мы общались с ними посредством зачитывания текстов, написанных сто, двести и т.д. лет назад.

Сегодня мы слышали: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми». Люди, о которых говорит Господь, не понимали, что личное общение с Богом должно быть именно личным. Поэтому они вытаскивали его на всеобщее обозрение, демонстративно вставая в соответствующие позы на улицах, так чтобы ни у кого не оставалось сомнения, чем именно они сейчас заняты. Т.е. для них личное общение с Богом превратилось в публичную демонстрацию благочестия. Возможно, что с мирской точки зрения они выиграли – видевшие их молитвы духовно неграмотные люди окружали их почётом. Но с духовной точки зрения они безнадёжно проиграли, потому что, вытащив личное на всеобщее обозрение, они лишили его всякого смысла, превратив из разговора с Богом в средство для самовозвышения. Поэтому и сказал Иисус: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Сие означает, что такие молитвы напрасны, они не будут услышаны, потому что ответ на них уже получен. Фарисеи хотят показать перед людьми своё благочестие? – они его показали и получили ответ через почтение со стороны людей. Но со стороны Бога они не получат ничего кроме гнева, потому что профанировали отношения с Ним, выставив сокровенное напоказ. Пример фарисеев есть пример отрицательный: они показали, чему НЕ надо следовать. О том, что нужно для подлинного последования, мы уже говорили. Поэтому теперь настала очередь очень важного вопроса: зачем вообще нужно какое-то общение, если Бог и без того знает все наши нужды, как написано: «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Прежде всего, это общение нужно для того, чтобы связь с Богом не оказалась прерванной. Чем реже человек молится, тем труднее становится это делать, подобно тому, как встретив друга после длительного перерыва, испытываешь неудобство, потому что не знаешь, о чём с ним говорить. И требуется время для того, чтобы снова наладить общение. Происходящее от редкой молитвы ослабление связи с Богом открывает дорогу для вторжения в души греха и нечестия, потому что человек слишком слаб для самостоятельного противостояния соединённым усилиям дьявола, мира и собственной порочности, стремящихся оторвать нас от Бога, от спасения и жизни. Редкая молитва – верный путь сначала к ещё более редкой, потом к её полному отсутствию, а потом и к полному исключению Бога из жизни. Что же до Божественного всеведения, то, разумеется, Господь знает все наши нужды лучше нас, потому что знает, что нам действительно нужно. Проблема лишь в том, что мы сами не всегда это знаем и тратим время на достижение совершенно никчёмных целей. Пребывание же в общении с Богом, соприкосновение с вечностью, помогает правильно расставлять приоритеты. Бог знает, но хочет, чтобы мы тоже познали и сказали о познанном. Он хочет, чтобы мы говорили с Ним о по-настоящему важном, чтобы не вышло как с тем нищим, которому король предложил исполнить любое желание, а тот попросил миску супа. Умение правильно расставлять приоритеты не приходит мгновенно – этому надо учиться. Но если не пренебрегать учением, а с помощью молитвы постоянно упражняться в нём, придут изменения и, глядя на себя, мы удивимся тому, насколько изменились, насколько изменились наши прошения, в которых мелкое и мирское уступило место духовному, обращённому к вечности. Такое изменение имеет принципиальное значение, потому что изменяя себя в Духе Божием, мы тем самым становимся пригодными для Царства Божия. А разве пригодность для вхождения в Небесное Царство не есть наиглавнейшая цель всякого верующего? Так говорит Господь: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 10.05.15




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)