МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Мая 2025 года
Rogate
Лк.11, 1-13
1. Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2. Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
5. И сказал им: положим, что кто‐нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе».
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучи́те, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
Пятое воскресенье после Пасхи, которое мы празднуем сегодня, традиционно посвящено теме молитвы, о чём свидетельствуем самое его название Rogate, что в переводе означает «молиться». А в следующий после него четверг празднуется Господне Вознесение. Почему я упомянул о Вознесении? Потому что вся наша молитвенная практика является возможной исключительно благодаря Вознесению. Во время Своего земного служения Христос был ограничен в пространстве. То есть, для того, чтобы увидеть Его, чтобы обратиться к Нему с какой-либо просьбой, нужно было идти в совершенно конкретное место, в котором Он на тот момент находился. Многие так и поступали. В Евангелии мы можем найти немало повествований о том, как люди из разных частей Святой земли приходили туда, где пребывал Господь. После Вознесения всё меняется, ибо Христос обретает вездесущие. Поэтому больше нет необходимости куда-то ходить. Каждый верный имеет возможность воззвать ко Господу откуда угодно. Соответственно, все разговоры о каких-то «особо намоленных» местах не имеют никакого отношения к реальности – Бог слышит Своих верных всегда, в каком бы месте они ни находились. Более того. Молиться можно не только в любом месте, но и в любое время. Так что важен вопрос не о месте или времени молитвы, а о её содержании. Что именно мы приносим Богу в наших прошениях, с чем приходим к Нему.
Тема донельзя актуальна, потому что верные буквально осаждают Всевышнего своими просьбами. Причём полагают Его неким средним арифметическим между палочкой-выручалочкой и исполняющим желания джинном. Более того. По их мнению, Бог должен и даже обязан исполнять их прихоти, пусть даже совершенно дикие или вообще несовместимые с христианством. Представьте ситуацию: идёт Первая мировая война. С одной стороны линии фронта стоят австрийцы, с другой сербы. В обеих армиях наличествуют капелланы, которые, вместе со всем воинством, просят о благословении и победе. Если называть вещи своими именами, они просят Бога о том, чтобы Он благословил их на массовое убийство других христиан. Неужели можно всерьёз полагать, что Бог будет исполнять такое прошение? Да и к которой из сторон Он должен преклонять слух? Ладно, не будем вдаваться в крайности. О чём просят обычные люди в мирное время? Об успешной сдаче экзаменов, о благополучном поступлении в учебные заведения, о разрешении проблем на работе, о прибавке к жалованию, о выздоровлении, об увеличении удоя коз на ферме и всё прочее в том же духе. В результате Творец Вселенной выступает в роли страхового агента, агента по трудоустройству, домашнего врача, зоотехника и много чего ещё. И вот, я думаю: неужели Христос взошёл на крест для того, чтобы Его просили об увеличении удоя коз? Даже неприлично как-то получается. А ведь люди в основном лезут с просьбами именно такого свойства. Да ещё крайне обижаются, если им не говорят «да». Так с чем же нам идти к Богу? Ответ, как и всегда, находим в Писании. В сегодняшнем Евангелии мы читали о том, как один из учеников сказал Христу: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Господь преподаёт ученикам молитву «Отче наш», называемую нами «Молитвой Господней». В этой молитве есть прошения, но они не об удое коз, а о важнейших сущностях: о том, чтобы нами святилось Божье Имя, чтобы Его царство пребывало среди нас, чтобы нами творилась Его воля, о хлебе насущном, т.е. жизненно необходимом, о прощении грехов и защите от дьявола. Как видите, никакого удоя коз, сдачи экзаменов и прочих подобных сущностей. В сегодняшнем Евангелии есть ещё один очень важный момент. Христос говорит о доброте отца, который не даст детям камень вместо еды, а заключает Свою мысль следующим образом: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Вот оно – главное слово! Не об удое коз следует просить Господа – уж с этим можно как-то справиться и самому. И к экзамену можно прекрасно приготовиться самостоятельно, и отношения на работе уладить и вообще сделать много чего ещё. А вот обрести Святого Духа без Бога нельзя никак. Возрастать в нём без помощи Господа тоже не получится. И это важнейший момент, потому что без действия Святого Духа невозможна жизнь в единстве с Богом, невозможно постижение и исполнение Божьей воли! Вот о чём надо думать! Ведь Христос ясно говорит: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Вспомним отличный пример из Ветхого Завета. При воцарении Соломона, сына Давида Бог предложил ему выбрать любой дар. Соломон выбрал мудрость, чтобы различать добро и зло и творить волю Божию в народе, над котором был поставлен. И что же сказал ему Господь? «…за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему … и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу … и если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои». Точно также и любой верный, просящий о Святом Духе, получит не только Его, но и намного больше, потому что жизнь во Святом Духе будет благословенной и принесёт плоды в самых различных сферах. Ну а тот, кто просит об увеличении удоя коз, возможно таковой и получит. Но и не более того. Однажды некий король, едучи из церкви, увидел нищего, который чем-то ему приглянулся. И король предложил ему просить чего угодно. Нищий подумал и сказал: «Государь, повели дать мне миску супа». А ведь он мог обрести намного больше, так что и суп в его жизни стал бы само собою разумеющимся. Но он ограничился только супом…
И, наконец, последняя мысль. В романе «Фараон» польского писателя Болеслава Пруса есть интереснейший момент. Перед фараоном Рамзесом предстаёт видение: верховный бог Амон пребывает на небесах, погружённый в самосозерцание. Люди обращают к нему прошения, которые видны в виде крупных птиц. Но, так как люди враждуют друг с другом, их прошения являются взаимоисключающими, а потому сталкиваются и падают. В результате ни одно из них не доходит до ушей Амона. Но вот, фараон видит мальчика, который не возносит никаких прошений, но просто поёт хвалебный гимн. И эта птица беспрепятственно взлетает ввысь, побуждая Амона оторваться от самосозерцания и обратить внимание не земные дела. В этой истории глубокий смысл. Нужно не только просить Бога о чём бы то ни было. Нужно ещё и благодарить Его. Я бы даже сказал, что благодарить нужно прежде всего остального. Благодарить за всё, что Он делал и делает для нас – в первую очередь за Его любовь, вочеловечение, за Его великую жертву и за дарование нам Святого Евангелия, в котором есть всё, что нужно для обретения единства с Ним, оправдания, спасения и участия в Его Царстве. Бог не страховой агент и не зоотехник – Он наш Отец и Искупитель, поэтому просите у Него то, что Он заповедал просить в Молитве Господней, а также Святого Духа. И благодарите. Ибо так говорит Господь: « 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
05 Мая 2024 - Rogate (Пастор Е. Романенко)
07 Мая 2023 - Rogate (Пастор Е. Романенко)
22 Мая 2022 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)