МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Мая 2024 года

Rogate


Матфея 6:5-6
5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр однажды сказал: "Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою". Мне кажется, Шопенгауэр не ошибся. Мне кажется, у каждого человека есть своего рода "парадная сторона", которую человек демонстрирует окружающим людям и сторона "не-парадная", можно сказать, "тайная".

И эта "тайная" сторона человеческой личности часто проявляется именно в тех ситуациях, когда человек расслабляется и перестает следить за собой. Например, когда человек устаёт и его уровень самоконтроля снижается; или, например, когда человек пьян (ведь не случайно говорят: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке"). И в том числе такая "тайная" сторона человеческой личности проявляется когда человек остаётся наедине с собой. Потому что будучи наедине с собой человек находится в своего рода пространстве полной свободы, в котором его ничто не сдерживает.

Вы можете спросить, дорогие братья и сёстры: какое отношение все эти рассуждения о человеческой психологии имеют к словам нашего Спасителя, которые мы с Вами услышали сегодня во время чтения из Евангелия от Матфея?

Позвольте, я объясню. Текст, который мы с Вами сегодня читали, посвящен такой важнейшей для жизни христианина теме, как молитва. Господь говорит: "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе" (Матфея 6:5-6).

Думаю, никто из нас не станет спорить: молитва имеет колоссальное значение для духовной жизни христианина. Ведь молитва есть ни что иное, как общение человека с Богом, во время молитвы мы можем в смиренном акте поклонения обратиться к Самому Творцу Вселенной, открыть перед Богом своё сердце.

А потому давайте посмотрим на этот отрывок внимательнее и постараемся понять, что именно хочет сказать нам Господь Иисус о природе молитвы и о том, как, в каких условиях и самое главное, с какой целью подобает молиться христианину.

Прежде всего, давайте попробуем ответить на вопрос: что это за "лицемеры", о которых говорит здесь Господь Иисус? И почему Он осуждает этих "лицемеров" за то, что они предпочитают молиться публично?

Всё дело в том, что у иудеев часы молитвы были фиксированными. Каждому благочестивому иудею был предписано молиться минимум трижды в день: в 3-й, 6-й и 9-й час дня. И настоящий благочестивый иудей обязан был в эти часы прочитать определенные молитвы, где бы он ни находился и что бы ни делал. В одном из талмудических трактатов сказано, что садовники обязаны читать молитву оставаясь на дереве, плотники - оставаясь на стене[1].

На первый взгляд это вполне неплохая практика, ведь она учила человека молитвенной дисциплине. Однако, в действительности это очень часто приводило к тому, что молитва становилась обыденностью, формальностью. В такой молитве не оставалось и следа от того самого раскрытия сердца молящегося перед Богом. Такая молитва вполне могла превратиться в механическое повторение заученных фраз, в сотрясание воздуха, лишенное подлинного содержания.

А иногда такая "автоматическая" молитва могла превратиться и в нечто другое. Всё дело в том, что некоторые "особо благочестивые" представители иудейского сообщества поступали таким образом: в назначенное время они выходили из дома так, чтобы в предписанные преданиями старцев молитвенные часы "случайно" оказаться в людном месте: например, на углу оживлённой улицы, на площади или на ступенях синагоги. Этим они демонстрировали соплеменникам собственную праведность и набожность. Показывали всем ту самую "парадную сторону" своей личности. Конечно, может быть, некоторые из таких молящихся молились и искренне, однако, сам элемент "показухи", который они вносили в свою молитву лишал такую молитву подлинного смирения.

Именно поэтому, Господь Христос, осуждая действия таких "молитвенников" говорит: "...лицемеры, (...) любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою".

Итак, подобные лицемеры молятся, чтобы "показаться перед людьми". И в данном случае не играет роли, пытаются ли они "показаться молящимися" (в то время как на самом деле их мысли заняты отнюдь не молитвой) или речь идёт о том, что они хотят "показаться праведниками" перед людьми. Молитва таких людей в действительности перестаёт быть молитвой, ведь молитва должна быть обращением человека к Всемогущему Богу. А у подобных лицемеров она становилась скорее способом показать себя, привлечь к себе внимание.

И таким образом, дорогие братья и сёстры, вот первый главный вывод, к которому нас подводят эти слова нашего Спасителя: если молитва есть акт общения человека с Богом, то она не должна преследовать никаких других целей, кроме собственно общения человека с Богом. А ритуальное вычитывание тех или иных "молитвенных правил" или внешняя, "показная" молитва перед людьми - по сути, молитвами не являются, потому что не служат этой заветной цели. В такой "молитве" человек либо не сосредоточен вообще, либо сосредоточен не на общении с Богом, но на самом себе. Поэтому такого рода лицемерная молитва становится пустой и безжизненной.

И, кстати, ещё один важный момент в нашем тексте и ещё одна тема, которую затрагивает Спаситель в этом тексте Матфея: тема "награды", связанной с молитвой. Господь говорит, что лицемеры, которые молятся напоказ "уже получают награду свою". Слово "награда" здесь употреблено не в ироническом смысле. Т.е. дело не в том, что люди такой "пустой" молитвой навлекают на себя Божий гнев. Но дело в том, что те почёт и уважение, которые они уже получают от людей за то, что показывают свою "повышенную праведность" - это и есть та награда, которую они получают нынешнем веке. Такая слава "праведников" среди людей питает их гордыню, их тщеславие, их ощущение собственной праведности. Словом, молитва становится своего рода корыстным актом, в результате которого человек хочет нечто получить, в данном случае - признание от людей.

А настоящая молитва не должна преследовать такой цели, не должна совершаться человеком ради какой бы то ни было награды. Однако, ради чего молитва в таком случае должна совершаться? И какой должна быть истинная молитва?

Ответы мы найдём далее в нашем тексте: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе" (Матфея 6:6).

Если помните, я начал наш разговор с небольшого рассуждения о пространстве полной свободы, в котором оказывается человек, будучи наедине с собой. И хотя корректнее, конечно, будет сказать, что такой человек находится наедине с Богом, от мнений окружающих людей человек в этот момент совершенно свободен.

А потому "...войди в комнату твою и, [затвори] дверь твою" - это и есть то самое пространство полной человеческой свободы, о котором я говорил в начале. Это пространство, в котором невозможно никакое притворство. Ведь когда ты наедине с собой, ты один на один с Богом, который знает, что у тебя на сердце - ведь Бог знает тебя даже лучше, чем ты знаешь себя сам. А значит, именно в таком пространстве полной свободы молитва и может стать по-настоящему искренней, не показной.

Именно такое пространство полной свободы это возможность обратиться к Творцу Вселенной; воззвать к нему не заученными фразами, но собственными словами; рассказать Небесному Отцу о том, что тебя волнует и о чём болит твоя душа, попросить у него поддержки, сил, укрепления веры. Такого рода разговор очень трудно подделать, и уж тем более очень трудно свести его к некоему набору заученных фраз, который просто нужно ритуально отчитать.

Итак, снова резюмируя всё, что сказано: молитва должна быть искренней и не должна совершаться ни с какой другой целью кроме собственно беседы сердца с Богом.

Однако, вот какой вопрос беспокоит многих, кто читает этот отрывок: означает ли это, что Христос таким образом запрещает публичную молитву, например, молитву в Церкви? Конечно же, не означает. Искренняя молитва будет полной и искренней, даже если она совершается в Церкви на виду у всех. Притворная и искусственная молитва будет искусственной даже если совершается наедине, в тайной комнате.

Очень хорошо сказал по этому поводу архиепископ константинопольский Иоанн Златоуст: «Что ж, спросишь ты, ужели не должно молиться в церкви? И очень даже, но только смотря по тому, с каким намерением. Бог везде смотрит на цель дел. Если и в клеть войдешь и затворишь за собою двери, а сделаешь это на показ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы. Смотри, и здесь какое точное определение употребил Спаситель, когда сказал: яко да явятся человеком! Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде чем затворить их, изгнал из себя тщеславие, и заключил двери сердца твоего. Быть свободным от тщеславия — дело всегда доброе, а особенно во время молитвы»[2].

Итак, искренность, свобода от тщеславия, свобода от гордыни, смирение - вот, что требуется от христианина, когда он приступает к молитве. И именно будучи наедине с собой такого состояния достичь проще всего. Именно будучи в таком пространстве полной свободы ты и вернее сможешь обратиться к Богу искренне.

И, наконец, ещё один важный нюанс, дорогие братья и сёстры, на который нужно обратить наше внимание. Сейчас я вынужден буду дать небольшой историко-культурный комментарий, однако, позже объясню, почему то, что я сейчас Вам расскажу, так важно.

Когда я сегодня читал для Вас этот отрывок, я намеренно пропустил слово, которое многие из Вас наверняка привыкли слышать и читать в этом отрывке - слово "явно". Я сделал это не случайно и позвольте я объясню, почему. Всё дело в том, что используемый нами Синодальный перевод основан на греческом Византийском тексте Нового Завета (т.н. "Textus Receptus", т.е. "Принятый текст" XVI—XVII вв. н.э.). В Византийском тексте есть это слово - "явно". Но в более ранних рукописях Евангелия от Матфея, на которых основаны и большинство современных переводов, это слово "явно" - отсутствует. То есть в более ранних рукописях, Господь говорит просто: "... и отец твой, видящий тайное, воздаст тебе".

Мне кажется, это тот самый случай, когда критическое сравнение различных рукописей Нового Завета способно пролить свет на сам смысл текста. Потому что, посмотрите: в Византийскую эпоху некий переписчик добавил всего одно небольшое словечко - "явно" (греч. "phaneron", т.е. "в реальности") - однако, посмотрите, как вследствие этого меняется смысл!

"Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" - если мы принимаем такое прочтение, то получается, что когда мы молимся тайно, а не публично и напоказ (как это делают те же "лицемеры") мы вправе рассчитывать и на некое "явное" воздаяние, т.е. на некое реальное вознаграждение уже в этой жизни - может быть, даже в виде каких-то жизненных благ.

Однако, нет, дорогие братья и сёстры, изначальный текст Евангелия от Матфея говорит не об этом! В нём Христос говорит просто: "Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе". Здесь нам не дается никаких гарантий того, что праведная, искренняя и нелицемерная молитва даст нам какие-то осязаемые преимущества в нынешнем веке. Скорее, здесь речь идет о праведном Божьем Воздаянии, на которое мы, как Христовы верные, можем рассчитывать в день Последнего Суда. Об этом, в частности, говорит Св.Ап. Павел в 1-м послании Коринфянам: "...не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Коринфянам 4:5).

Вот то самое "скрытое во мраке", те самые "сердечные намерения" - это и есть то, как мы проявляем себя будучи в пространстве полной свободы, будучи наедине исключительно с Богом. Человек, подолгу молящийся на виду у всех, может показаться нам исключительным праведником, однако, не нужно спешить с выводами. Господь испытывает все сердца, Он знает, что внутри у каждого человека. А потому не нужно ни судить о праведности других людей по их внешним действиям, ни самому стремиться показаться праведником перед людьми.

А теперь, что касается некоей "награды" за молитву - будь то почёт и уважение от людей или что бы то ни было ещё. Я думаю, человек, молящийся с надеждой на некую награду - не совсем понимает, что такое молитва. Потому что молитва это не ритуальное заклинание, которое нужно просто механически повторять, чтобы получить некий результат. Молитва это возможность общения с нашим Милосердным Небесным Отцом. И потому в некотором роде молитва уже сама по себе есть награда.

Итак, дорогие братья и сёстры, давайте попробуем подвести итоги и поговорить о том, что эти слова нашего Спасителя означают для нас с Вами.

Иудейские традиции и установления времен служения Христа привели к том, что для многих его соплеменников молитва стала чистой формальностью. Для одних иудеев такая молитва стала не беседой с Богом, но простым повторением заученных фраз, для других - превратилась в нечто показное, в способ продемонстрировать людям свою "повышенную праведность".

Однако, Господь учит своих учеников молится по-другому. Он предлагает им молится в том состоянии свободы, которого человек достигает в уединении. И дело, как мы с Вами уже увидели, не в самом уединении, но в тех неподдельности и искренности, которые уединение может дать человеку. Молящийся в уединении молится в пространстве свободы, он не связан никакими ограничениями, в том числе и не связан собственным тщеславием, собственной ложной праведностью и стремлением показать себя перед людьми. А это великая свобода!

А значит, дорогие братья и сёстры, именно к такой молитве нужно стремится христианину: к молитве искренней, неподдельной, не нагруженной человеческой гордыней и человеческим тщеславием. Тщеславный или самоправедный человек, как мы с Вами убедились, может творить свою молитву ради некоей "награды" уже в этой жизни - в частности, ради того почёта и уважения, которые он может благодаря такой "молитве" снискать у людей.

Однако, как мы с Вами убедились, молитва, которую человек творит, рассчитывая на ту или иную награду - это всё же не совсем молитва, потому что у такую молитву нельзя считать полностью искренней. Молитва уже сама по себе есть награда, потому что она есть возможность общения с нашим Милосердным Небесным Отцом, который знает нас и любит нас настолько, что отдал Своего Единородного Сына за каждого из нас (Иоанна 3:14-16).

И последнее, что я хотел бы Вам сказать, дорогие братья и сёстры, завершая наш разговор. Я затронул тему личной молитвы и личной свободы не случайно. Личная молитва, как я уже говорил Вам - это пространство христианской свободы. Мало того, думаю, не будет преувеличением сказать, что личная молитва - это своего рода последнее пространство христианской свободы. Потому что пока мы молимся наедине с собой - никто в этом мире, даже самые могущественные властители - не могут предписать нам, как и о чём мы будем молиться.

И потому, давайте будем достойно использовать эту великую свободу молитвы, которая нам дана - свободу нелицемерно и искренне обращаться к нашему Небесному Отцу, смиренно уповая на Его Великую милость.

"... когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Мая 2023 - Rogate (Пастор  Е. Романенко)
22 Мая 2022 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)