МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Мая 2022 года

Rogate


Лк.11, 1-13
1. Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2. Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
5. И сказал им: положим, что кто‐нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе».
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучи́те, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

Сегодня пятое воскресенье после Пасхи, называемое Rogate или молитвенное воскресенье. Соответственно, сегодня мы призваны сосредоточиться на теме молитвенного общения с Богом. Именно об этом говорит нам сегодняшнее евангельское чтение. Как вы могли заметить, оно достаточно протяжённое и состоит из двух частей. В первой Господь преподаёт Своим ученикам, т.е. и нам с вами слова угодной Ему молитвы, а во второй говорит о том, что Всевышний слышит и приемлет прошения Своих верных. Сие звучит весьма ободряюще. И если присоединить ко всему этому находящиеся в евангелиях остальные речения Спасителя на тему молитв, то у нас будет хорошее побуждение к активной молитвенной практике. Однако следует иметь в виду, что т.к. Слово Божье является основой нашей жизни, то его нужно не просто читать или слушать, но и вникать, чтобы понимать истинное значение. Тем более сие актуально, когда речь идёт о такой важной сущности, как молитва. Нам нужно вникать в Слово, чтобы молитва была именно тем, чем должна быть, а не превращалась в нечто иное.

Совершенно очевидно, что у значительного числа верных молитва то и дело превращается в средство выпрашивания каких-то материальных благ самого разного свойства. Кому-то надо денег, кому-то требуется благополучно проскочить через экзамены, кому-то необходимо уладить конфликт с коллегами по работе или разрешить семейные неурядицы и всё прочее в том же духе. Ну а кто-то хочет получить вполне конкретные предметы, причём получение оных рассматривается как показатель силы молитвы. Наиболее ярким образом это выразил один американский проповедник, рассказывавшей пастве, как молился об автомобиле. По его словам, молился он плохо, потому получил мерседес. А вот если бы он молился хорошо, то получил бы кадиллак. Попробуйте при случае проанализировать содержание своих молитв и поймёте, о чём я говорю. И вот, получается, что в сознании многих христиан Бог низводится на роль джинна из восточной сказки, по щелчку пальцев которого исполняются разнообразные желания. А если не исполняются, то разочарование – Бог сказал мне «нет», не исполнил моё желание, вот сейчас обижусь и вообще перестану с Ним общаться. Или, по методу героев одной из книг Пауло Коэльо, в конце года сначала покаюсь в своих прегрешениях перед Господом, а потом зачитаю Ему список того, в чём Он согрешил в отношении меня. Но неужели Господь дал нам возможность прямого общения с Ним исключительно для того, чтобы исполнять наши желания, зачастую весьма странные? Сомнительно. Нет, не для этого Господь взошёл на крест, не для этого символически разодрал завесу перед Святым Святых храма Иерусалимского. О том, что не для того всё это было, свидетельствует та молитва, которую Христос Сам преподал Своим ученикам. «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Хорошая просьба, и Господь немедленно даёт ответ. Но чему Он учит? Обратите внимание, что из всех прошений Молитвы Господней к телесным нуждам относится только одно – прошение о хлебе насущном. Причём именно о насущном, т.е. жизненно необходимом, а не об изобилии и излишествах. Всё остальное относиться к сущностям духовным: к прощению грехов, убережению от искушений, святости Божьего имени среди верных, а также к тому, чтобы Его Царство утверждалось в наших душах. Обо всём этом хорошо написал Лютер в соответствующем разделе Большого Катехизиса. Таким образом, молитва – это прежде всего и больше всего средство духовного возвышения, возрастания во образ Божий. А теперь самое главное. Все поучения, слышанные нами сегодня, заканчиваются словами: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него». Вот она – конечная цель молитвы – обретение Св.Духа. Почему именно это? Потому что, когда верный обретает Святого Духа, то его сознание начинает меняться, делая возможным восприятие всего происходящего в системе ценностей Божьего Царства. Именно этого и хочет от нас Господь, т.к. именно в этом сущность христианства. Он хочет возвысить нас, сделать единомышленниками Христа – потому что только в этом случае мы становимся способными на исполнение своего предназначения – продолжить начатое Им служение спасения.

В чём отличие христианина от неверующего? Отнюдь не в посещении богослужений. Многие великие негодяи регулярно ходили к мессе, что не мешало им потом не только творить злодеяния, но ещё и прикрывать их Божьим именем. Впрочем, подобных анти-звёзд первой величины в общинах не так много. Куда больше мелких завистников, клеветников и пакостников – в своё время у нас была возможность на таковых насмотреться. Так что дело не во внешней церковности, которая, кстати, никак не спасает, а в состоянии души. Сами по себе мы - падшие создания, порабощённые грехом. У нас нет своих сил для того, чтобы быть такими, какими нас хочет видеть Христос. Именно поэтому нам нужна молитва. Не как средство выпрашивания каких-то мирских благ, но как средство обретения Его благодати. Божий ответ, ниспослание Святого Духа даёт возможность преображения, возможность для наполнения Божьим светом. И вот именно при такой наполненности мы и можем стать истинными служителями Господа, участниками Его Царства, святящими Его имя. Всевышний может совершить прямое вмешательство в повседневность посредством чуда – примеры такого вмешательства мы можем найти в Писании, но всё же Он предпочитает воздействовать на историю не извне, а изнутри. Простой пример. Два человека ненавидят друг и друга и в конечном счёте доходят до того, что устраивают дуэль. Бог может совершить чудо: сделать орудия убийства негодными или вообще превратить их в нечто иное. Что в этом случае произойдёт? Скорее всего, эти люди очень удивятся и даже испугаются, но ненавидеть друг друга не перестанут. И когда-нибудь непременно друг друга поубивают или покалечат. Но вот, если благодаря молитве они обретут Св.Духа и преобразятся, то не смогут ненавидеть ни друг друга, ни кого-либо ещё. Поэтому с одной стороны, нельзя пренебрегать молитвой, а с другой таковую нужно использовать по прямому назначению. И пользоваться этим средством благодати необходимо как можно чаще, потому что в силу своей падшести мы нуждаемся в укреплении свыше не время от времени по случаю, а постоянно. Итак, будем использовать молитву для того, для чего она предназначена и не сомневаться в её действенности, ибо так говорит Господь: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
06 Мая 2018 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)